Я - сексист, Иисус тоже был сексистом
Влащенко: События недели и события года обсуждаем со штатным советником министра МВД Ильей Кивой.
Каким этот год был для вас?
Кива: Сложный был год. Были различные кадровые ситуации в работе, была и предвыборная кампания.
- А как советник министра чем вы занимались?
- Диапазон моих задач очень широк. Функции советника - обеспечение выполнения поставленных задач непосредственно министром внутренних дел. Это и подготовка встреч, и подготовка маршрутов, контроль за теми или иными ситуациями, которые возникают: государственное учреждение огромное, дел очень много, а министр один.
- В этом году было очень много патовых ситуаций, которые касались МВД. Чем вы можете это объяснить?
- Ситуация очень простая. Мы сейчас будем говорить: "Поменяли людей..." Людей менять не надо. Мы ж их с космоса не завозим. У этих людей такие же папы и мамы, которые работали и продолжают работать в этой же правоохранительной системе. Все "гамно". Меняйте систему, а людей нет смысла трогать. Говорить о коррумпированности того или иного человека - это ерунда. Исключительно изменение самой системы.
- В результате уволили необходимых системе профессионалов. И чего мы достигли?
- Мы еще не достигли. Этот весь процесс не есть процессом одного дня. Система постсоветская складывалась десятилетиями. Министр МВД первый взял на себя ответственность вносить изменения и ломать существующие стереотипы людей. Существуют ошибки, будут неточности, но самое главное, что этот процесс уже необратим. Новое поколение, люди, которые возвращаются с фронта, уже никогда не дадут вернуться в то старое русло. Будут еще скандалы, но самое главное, что сейчас мы готовы и можем об этом говорить.
- А почему А. Аваков улетел в Канаду, когда это случилось в Княжичах?
- Там были важные встречи, от которых частично зависело будущее данной реформы.
- А почему будущее реформы зависит от Канады?
- Потому что деньги. Если не будет финансирования, вы далеко уедете, даже вот с этой передачей? - Она закроется.
- Т. е., финансирование реформы проходит только Западом?
- Это и деньги, и те люди, которые готовы помогать, и осуществлять тренинги, и т. д. Министр - политик. И Нацполиция - это всего лишь одно из подразделений, которое он возглавляет. Министерство - слишком многогранная структура, и Нацполиция - это всего лишь часть этой структуры. На тот момент был и. о. В. Троян, который и должен был информировать, давать отчеты, потому что на нем была сконцентрирована вся работа Нацполиции.
- Если кто-то дает деньги, то он может диктовать и условия. Не связаны ли с этим наши некоторые кадровые ошибки, когда нам настойчиво рекомендовали назначить Згуладзе, Деканоидзе и т. д.? На этом же настаивали американцы?
- Да, все правильно. Из-за этого мы год провели "в чужой обуви", потому что те люди, которые пришли в наш социум правоохранительной структуры, они не понимали где они, с кем и что им нужно делать. Я это говорю не потому, что у меня был конфликт с Деканоидзе. Она хороший человек, прекрасная женщина, наверно, любящая мать. И я к ней хорошо отношусь. Но в этих структурах нужны те, кто готов переламывать хребты всему тому, что будет противостоять законности или же выполнению законов. Даже если это будут те грязные мусора, о которых мы еще будем много и слышать, и говорить. Ведь никто никуда не делся - структуры и люди, многие так и остались. Они умеют подавлять, противостоять, защищать свои деньги. Здесь нужна борьба. Как к женщине у меня к Хатии хорошее отношение.
- Она вам нравилась как женщина?
- Конечно, она красивая, и мне это импонировало. Мне сложно просто было воспринимать женщину-руководителя. Меня сразу назовут сексистом.
- Вас и называют время от времени сексистом.
- Я и есть сексист. Я считаю, что мужчина - это тот, который оберегает и охраняет. И создает условия. Я считаю, что Иисус тоже был сексистом. Одно из высказываний Библии: "И накормил Господь пятью хлебами пять тысяч человек, не считая женщин и детей".
- Так сексист тот, кто написал эту фразу.
- Библия была написана со слов Бога. Уже здесь можно было бы усмотреть сексистскую направленность, в книге Бытия. Не надо обижаться на то, что мужчина берет на себя самое сложное в этой жизни - он должен нести этот крест.
- Почему вы не захотели участвовать в конкурсе на начальника полиции?
- Мнение моего руководителя - что я не формат для полицейского. Я - формат политика.
- Почему?
- Потому что формат системы ограничен определенными рамками. А я люблю выходить за рамки и действовать нестандартно. А это не всегда удобно. Было сложно воспринимать человека на должности начальника департамента, который готов вести ток-шоу, вести передачи. Это не вкладывалось в существующий формат.
- Вашу преданность Авакову трудно не заметить. А ценит ли он людей, которые находятся с ним рядом? Он назначил своим замом 24-летнюю девушку, у которой нет опыта работы.
- Я думаю, что, наверно, он готовит кадры. Наверно, в этой девушке есть тот скрытый потенциал, который увидел Аваков и который еще не понятен широкой общественности.
- Вы с ней не общались?
- Нет. У меня нет с ней точек соприкосновения - она замминистра, а я ориентирован на министра. Когда я ее увидел, я был удивлен - это достаточно скромный, сдержанный человек.
- К министру, от которого что-то зависит, ломятся люди, например, как к Авакову. Они через ваш фильтр идут?
- Нет. Единственное, что с теми, с кем не успевает или где-то кому-то нужно донести позицию министра МВД - я выполняю эту функцию. Он может мне по звонку перенаправить человека для того, чтобы я донес позицию или же выслушал, потому что людей сотни, и он физически просто не успевает провести с ними встречи. Я в компактном режиме доношу до министра суть. Я прихожу и говорю: "Вот этот, по фамилии такой-то, хотел вот это, или ему нужно в этом отношении помочь".
- Есть ли разница между А. Аваковым на работе и в жизни?
- Я сам по себе очень сложный человек. Нужно принять руководителя для того, чтобы ты знал, что будешь выполнять поставленные задачи, признать его авторитет. В жизни было не так много людей, которых я признал. Зайдя в кабинет к Авакову, я когда-то почувствовал, что он сильнее, мудрее и рядом с этим человеком я смогу научиться. В тех ситуациях, в которых мы встречались вне кабинета, - он не самодур. Я ненавижу самодуров - готов их расстреливать.
- А вы хоть раз поссорились за то время, что вы общаетесь?
- Я ошибок не совершал - я себя все время контролирую. Приходит время, когда ты понимаешь, что ты должен сконцентрироваться - это то время, когда твои ноги работают в унисон с твоей головой. В это время ты должен отбросить все то, что тебя может остановить, потому что именно в это время ты должен пробежать ту дистанцию, которая оторвет тебя ото всех тех, кто бежит вместе с тобой. У меня тот возраст, когда я не могу себе позволить расслабляться. Расслабляемся мы, когда мы юны или когда мы слишком взрослые - тогда мы можем себе позволить слабости. В моем возрасте слабости непозволительны. Я не знаю, чем это закончится - но над собой работать интересно. Это постоянное ощущение своих возможностей - перемалывать себя. Для меня сейчас идет война внутри себя. Каждый раз, когда ты сумеешь себя переломать - ты становишься выше.
- Самый памятный Новый год в вашей жизни?
- В юном возрасте это было крайне интересно. Но в памяти останется 2015 год, штаб АТО, генерал-лейтенант Попко, скромно накрытый стол - сели, выпили за Украину, за победу. Еще был его адъютант. И тут открылась дверь, и заваливается человек, Забродский, которого я тогда не знал - нынешний командующий Мобильных и Десантных войск Украины. Он только поздравил Попко, и сразу же возвратился обратно на позиции. Мы посидели еще 15минут, прыгнули в машину: Попко, я, его адъютант, водитель (без сопровождения) и выдвинулись в Пески, под самый донецкий аэропорт. В пять утра мы зашли в бункер, где сидели люди, в т. числе Ярош, а перед этим уехал А. Мочанов. Они были очень удивлены, когда увидели на передовой позиции командующего. И вот этот разговор, вот это тепло, вот эта мужская компания, это мужское единство - и я тогда почувствовал, что точно нас ничто не уничтожит.
- Много ли народных депутатов в свой отпуск находятся в АТО, на передовой? Как соприкасаются эти миры - мир политики и мир тех людей, которые защищают рубежи Украины?
- Никак не соприкасаются. Соприкасаются только в разрезе самопиара и увеличения возможной аудитории на последующих голосованиях. Это совершенно два разных мира - политикума и действительности. Они были недавно отражены, когда перед самым Новым годом выстроилась очередь из людей, которым раздавали пищу. Это благое дело, но все это происходило напротив витрины ROSHEN. Это и была украинская действительность - сказочная, несбыточная мечта: магазин ROSHEN и нищие, которые стоят за куском хлеба с чашкой супа. Вот, что происходит в нашей стране. И то же самое происходит на Донбассе. Эта война будет еще идти ровно столько долго, пока она будет выгодна. К сожалению, процесс революции еще не остановился, и революция не закончилась. Еще будет, к моему великому сожалению, очень много крови. А наше государство ждут перемены. Это к лучшему, потому что, не меняя в нашей стране ничего - эта картинка будет до конца в жизни: витрина сказочного магазина и очередь из этих нищих с куском хлеба.
- У наших политиков всегда стоят самолеты в Жулянах с заведенными моторами.
- Они заведенные, потому что они боятся. Но от позора они не спасутся. Как бы кто себя в грудь не бил - но он все равно пытается очиститься, показаться хорошим. Позор - это то, с чем будут жить его дети и дети его детей. Уже у народа слишком крепкие зубы и слишком длинные руки. Многие до Борисполя и не доедут. В любом случае у нас будет возможность построить государство.
- У вас был ранний брак. О романтических историях с женщинами вы не мечтаете?
- Я в душе романтик. Но это сейчас все в глубине у меня. Я люблю романтические истории, люблю влюбляться, люблю дышать. Я умею дышать полной грудью и люблю свежий воздух. Проблема в том, что сейчас ты этого не можешь себе позволить.
- А как сейчас отличаются ваши вкусы в 40 от того, что было в 15?
- Я всегда обращал внимание на ухоженность, а потом на то, что она говорит, потому что какая бы яркая не была, это ровно на 38 минут. Потом к этому привыкаешь. А если она не ухоженная - то это мешает, раздражает. Начиная знакомиться с женщинами - я смотрел на их руки.
- Вы часто отдыхаете с Корчинскими. Вам Оксана Корчинская не мешает в поездках?
- Оксана привыкла везде доминировать. Но Дмитрий Александрович - единственный человек в мире, который имеет власть для того, чтобы ее остановить - он очень терпеливый. Он очень мудрый человек. Я бы так не смог.
- Что значит ваша фраза: "Стой ровно, Господь тебе поможет".
- Не гнись, не сомневайся, внутри имей стержень. Стержень - это твоя вера. Самое главное, чтоб в тебе не было сомнения, чтобы путь твой был ровным. Будь ровен во всем - во мне нет полутонов. Если ты веруешь - то каждому по вере.
- Когда приходит отчаяние, именно вера ваша опора?
- Да. Только вера.
- Вас Корчинский к этому привел?
- Война зацементировала. К кому обратиться, когда страшно? Страх - это чувство самосохранения, и в этот момент ты цепляешься за автомат Калашникова и за Господа Бога. Молились все, утренняя молитва - завели себе правило.
- Как так круто похудел А. Геращенко?
- Это воля его жены.
- Самые сильные наркотики, которые вы пробовали?
- Наверно, грибы.
- Это интересно?
- В юном возрасте все интересно.
- Правда ли, что в "бурштынный" бизнес собираются зайти россияне?
- Не имею такой информации.
- Какие книги вы любите читать?
- За последние полтора года я, к сожалению, не прочел ни одной книги. До войны я читал, я люблю русскую литературу, и это не очень нравилось моему другу Корчинскому.
- Кто и за что вручил вам наградное оружие?
- Министр МВД вручил мне оружие за блестяще проведенную операцию по нейтрализации поставки канала кокаина на территорию Украины.
- Можно ли нарушать закон ради привлечения преступников к ответственности?
- Нет, не нельзя. Но я - да, готов.
- Ваш любимый политик?
- Нет таких. А поддерживаю я своего руководителя. Он тот политик, о котором мы еще много услышим.
- Где вы снимаете квартиру, и сколько вы платите за аренду?
- Снимаю недалеко от министерства. Стоимость квартиры - 12 тыс. гривен.
- Как вы умудряетесь жить на зарплату штатного сотрудника МВД?
- Сама ставка - небольшая. Но существуют еще премиальные. У меня есть служебный автомобиль, бензин на него. Этого пакета мне хватает, чтоб не воровать.
- Зачем нужны женщины?
- Все, что в нас есть, закладывается нашими матерями. Я преклоняюсь перед женщинами, потому что они рожают нам детей.
- Если бы у Авакова и Корчинского был конфликт - чью бы сторону вы приняли?
- Дмитрий Саныч - революционер, а Аваков - человек, возглавляющий правоохранительную структуру нашего государства. Я бы не принял ничью сторону - я бы ушел. Я понимаю, что такая ситуация, гипотетически, может быть. Но я сделаю все, чтоб отношения были ровными и этих вопросов не возникало.
- Три вещи, ради которых стоит отдать жизнь?
- Нужно отдать жизнь за честь, семью, Родину.
- Спасибо большое, Илья.