Как чиновники обходят ProZorro
Допороговые закупки уже довольно давно поднимают волны дискуссий в украинском обществе.
После реформы государственных закупок, в результате которой была создана система электронных закупок ProZorro, все государственные тендеры стали в обязательном порядке проводиться через эту систему. Однако, в этой схеме существует несколько исключений, одно из которых касается допороговых закупок размером до 200 000 гривен при покупке товаров и до 1,5 млн грн - при оформлении услуг: если сумма закупки не превышает этих значений, государственное предприятие может не объявлять тендер в ProZorro и провести закупку напрямую.
Такая возможность предусмотрена для того, чтобы предприятия могли оперативно удовлетворять свои малые потребности, не тратя время на объявление тендеров для закупки каждой пачки бумаги. К тому же, часто в тендерах с небольшими объемами и суммами наблюдается гораздо меньшее количество участников, что снижает эффективность работы системы и свидетельствует в пользу необходимости возможных прямых закупок.
Однако, учитывая то, что ProZorro была создана для предотвращения коррупции в государственных закупках и довольно успешно справляется с поставленной задачей, коррупционеры и недобросовестные участники, которые раньше безоговорочно побеждали во всех закупках, находят новые лазейки для обхода прозрачного и конкурентного механизма закупок, и одной из главных таких лазеек являются допороговые закупки.
Недавнее исследование аналитика Киевской школы экономики Алексея Грибановского показало странную аномалию в статистике проведенных тендеров. Разбив суммы объявленных тендеров на диапазоны по 5 тис. грн, можно увидеть, что в диапазоне от 195 до 200 тыс. грн - как раз на грани пороговых закупок - было проведено 6,7 тыс. тендеров, тогда как в предыдущем диапазоне этот показатель составил 1,3 тыс. тендеров, а в следующем - всего 400. В результате, аномальный всплеск в крайнем допороговом диапазоне отображает почти 7 тыс. тендеров с общей суммой закупки около 1,2 млрд грн, которые прошли мимо конкурентной процедуры и фактически - никем не контролировались.
Кроме того, получив возможность распоряжаться большими бюджетами в результате децентрализации, коррупционеры из числа региональных чиновников не могли в открытую провести коррупционные схемы через ProZorro. В период с сентября по ноябрь 2016 года, региональными властями, в основном - мэриями, стали активно проводиться работы по ремонту коммунальных объектов и городской инфраструктуры. Загвоздка заключается в том, что проверить качество и оценить реальную стоимость таких работ может только специалист - далеко не каждый журналист или представитель антикоррупционных органов сможет это сделать, и в таких условиях, конкуренция является единственным средством и доказательством повышения качества и снижения стоимости услуг и товаров. Но статистика показывает, что среди закупок, проведенных региональными департаментами ЖКХ, только 306.6 миллионов гривен были потрачены через систему ProZorro, в то время как на допороговые тендеры ушло 720 миллионов гривен.
Очевидно, что масштабы никем не контролируемых средств достаточно велики, и для борьбы с коррупцией и повышения эффективности государственных закупок, эту лазейку необходимо закрыть. На данный момент, закон рекомендует местным властям проводить допороговые закупки через ProZorro, однако этим рекомендациям следуют далеко не все: нашумевший случай с Черкассами, где местные власти отменили собственное решение о снижении порога обязательных закупок через ProZorro, вызвал огромный резонанс как в самих Черкассах, так и во всей Украине. В результате скандала и протестов, снова было принято решение ограничить порог закупок суммой в 30 000 гривен, однако далеко не все области могут похвастаться принятием таких же решений.
В целом, единственным логичным способом борьбы с коррупцией в допороговых закупках является снижение порога в обязательном порядке по всей Украине. Только таким образом масштабы коррупции можно будет снизить до такого уровня, где выгода от успешно проведенной схемы будет несоразмерна риску быть пойманным с поличным. В то же время, далеко не всегда допороговые закупки означают коррупцию: часто предприятия просто не имеют другого выхода из-за отсутствия времени или отсутствия конкуренции среди поставщиков в своем регионе. И хотя вопрос о существовании допороговых закупок и размерах этого самого порога все еще остается открытым, промедление в решении этой проблемы будет означать отток бюджетных средств в руки недобросовестных чиновников, чего наша страна в сегодняшней ситуации не может себе позволить никоим образом.