Историк посоветовал киевской власти взять в отношениях с Донбассом пример с Испании и Каталонии
Киевская власть могла бы решить конфликт на востоке путем переговоров, как это происходит в Европе, но за три года конфликта она так и не извлекла никаких уроков из происходящего, говорит военный историк Юрий Дудкин.
«Никакие уроки не извлечены, никаких перспектив, планов, власть не оглашает. У меня как у военного историка напрашивается пример Испании, ее двух областей - страны басков и Каталонии. Конфликты схожие один в один - там и здесь восставшие регионы. В стране Басков дошло до того, что терроризм был возведен как один из основных способов борьбы с государственной властью. По всей Испании около 30 лет рвались бомбы, взрывались автомобили, убивались государственные чиновники. Борьбы была жесточайшая, Испания искала выход - как сохранить целостность государства, не развалить его и в том числе подавить очаги такой ярко выраженной террористической агрессии в стране. Выход был найден путем прежде всего двусторонних переговоров. И баски и центральная власть нашли точки соприкосновения. Двум этим областям - Каталонии и стране басков была предоставлена внутренняя автономия. Созданы региональные органы самоуправления, созданы свои парламенты. И, самое главное - в конце 90-х был принят закон о региональных языках.
Это та притча во языцех, которая у нас в Украине стоит на протяжении 25 лет. Каждый президент спекулирует этим вопросом, и эта спекуляция довела до того, что в 2014 году отдельными политическими кругами было объявлено, что русскому языку в этой стране не место. И ультранационализм с коричневыми оттенками дал о себе знать событиями в Крыму и на востоке Украины. Взамен мы получили полное неприятие Украины гражданами в восточных регионах», - говорит он.
Напомним, испанский опыт свидетельствует, что даже предоставление автономии не смогло полностью снять с повестки дня вопрос сепаратизма. На примере Каталонии мы видим, как сторонники независимости едва не победили на выбограх и выиграли референдум об отделении от Испании и правительство в Мадриде снова прибегнуло к жесткой риторике.