Российским властям выгодно спаивать население
Водка - национальный напиток русских, была монополизирована царской семьей с шестнадцатого века.
LiveJournal Media продолжает переводить интересные и познавательные заметки из американских газет прошлого и позапрошлого веков, которые посвящены событиям в России и жизни русских. Сегодня редакция изучает публикации от 19 января 1912 года.
Yorkville enquirer: Самый главный трактирщик - Русскому царю пранадлежит 30,000 питейных заведений и 4,000 винокурен
Заметка от 19 января из газеты Yorkville enquirer, 1912 год
Многие очень удивятся, узнав, что самый крупный трактирщик всех времен и народов никто иной, как царь России - человек православный и набожный.
Водка - национальный напиток русских, была монополизирована царской семьей с шестнадцатого века. На сегодняшний день короне принадлежат 30,000 кабаков, так называются русские пабы, и 4,000 винокуренных заводов. Ежегодный доход от водочной промышленности составляет 100,000,000 фунтов.
Кабаки в России открываются по указу царя. Каждый населенный пункт, неважно насколько он мал, обязан иметь хотя бы одно такое заведение. Когда закладывается новый город, первым делом возводят два здания - православную церковь и уютный кабачок. Для придания заведению благородного и презентабельного вида над барной стойкой вешают портрет царя, который как бы лично приветствует каждого входящего в заведение.
Заметка от 19 января из газеты Yorkville enquirer, 1912 год
Некоторое время назад, в нескольких регионах образовалось движение, которое выступало за закрытие половины питейных заведений и направление денег от их содержания на развитие школ. В высшей степени хорошая затея, ведь население практически вымирает из-за невежества и водки. Ответ на инициативу молниеносно пришел из Санкт-Петербурга, на самом высоком уровне дали понять, что власть не стерпит какого-либо вмешательства в царский бизнес.
И до того, как эхо грома от недовольства власть имущих улеглось, налетели солдаты, закрыли школы, открыли обратно кабаки, прекратили всяческое вольнодумство и предупредили, что подобное нарушение правопорядка в дальнейшем будет грозить высылкой в Сибирь на неопределенный срок.
Историческая справка:
Первую государственную монополию на производство и продажу хлебного вина ввел Иван III. В 1472-1478 гг. на смену относительно бесконтрольному производству алкогольных напитков приходит жесткий государственный контроль за производством и продажей вина. С этого времени дозволялось «варить питья» только для домашнего употребления по семейным праздникам, но с непременным условием уплаты специальной пошлины (т. н. «явки»). Явочное питье полагалось выпить за 3-5 дней, иначе оно могло быть конфисковано. В 1532 г. путешественник и богослов Альберт Кампенский писал, что, несмотря на всю тяжесть, повеление сие выполняется московитянами, как и все прочие, с необычайной покорностью. В 1696 году Петр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввел свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».
Четвертая монополия была введена (по инициативе министра финансов Сергея Юрьевича Витте) в 1894 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках.
Пора опомниться и перестать пить. Жизнь трезвого и пьяницы
Общества трезвости:
Во второй половине 1880? х годов в разных местностях России, под влиянием бесед и проповедей священников, крестьянами стали составляться приговоры о закрытии кабаков и питейных заведений. Однако эти начинания, поддерживаемые епархиальными архиереями, встречали ожесточенное сопротивление кабатчиков, помещиков (на землях которых зачастую и находились кабаки) и местных властей, находящихся «в тесной дружбе с виноторговцами». В результате крестьянские приговоры, как правило, не утверждались уездными и губернскими присутствиями по питейным делам, а священники подвергались преследованиям.
На эту проблему указывалось в отчете обер-прокурора за 1888-1889 год: «Хотя и составляются общественные приговоры, касающиеся устранения нравственной порчи народа от ярмарочного и кабачного зла, но они редко приводятся в исполнение. Равно оказываются часто несостоятельными общественные приговоры и о неупотре?**ении крепких напитков, потому что они сталкиваются с казенными интересами водочной торговли и личными интересами тех, кто пользуется прибылью от этой торговли». «Вообще же, - резюмирует Победоносцев, - борьба духовенства с пороком пьянства может быть только тогда вполне успешна, когда ему на помощь придет и законодательство, и общество».
Кстати, в дореволюционной России школы часто финансировались недостаточно, особенно это касалось окраин империи. Поэтому на местах изыскивали самые различные источники для поддержания начального образования, и как раз доход с кабаков давал такую возможность. Например, журналист с Дальнего Востока с грустью отмечал:
ПРАВОСЛАВНЫЙ БЛАГОВЕСТНИК
1915 год, №5: 72-78.
Главный, а в некоторых местах почти единственный, источник станичных доходов составляет прибыль или аренду от общественной продажи спиртных напитков. А так как школьные расходы покрываются всецело из станичных средств, то отсюда и вытекает своеобразное взаимоотношение между школой и кабаком... Где население больше пьет водки, там школы обеспечены лучше и, наоборот, где оно пьянствует меньше, там школы влачат нищенское существование... В самом деле: просвещение и пьянство - две вещи диаметрально противоположные. Но из положения дела народного образования в казачьих войсках вытекает, что эти две противоположности должны иметь нечто большее: будучи по природе своей врагами, они, в то же время, обязаны быть и друзьями. Получается какой-то заколдованный круг: с одного края созидание, с другого - разрушение, и так без конца
По статистике 1910 года, в Российской империи работало 2816 винокуренных заводов и было произведено около миллиарда литров 40? градусного «хлебного вина». Век спустя, в 2010 году, в РФ произвели ровно тот же миллиард литров водки.
Накануне Первой мировой войны поступления от «казенной винной монополии» были главной статьей российского бюджета, составляя от 28 до 32% всех доходов. С 1904 по 1913 год чистая прибыль казны от торговли алкоголем превысила 5 млрд золотых рублей - при грубом пересчете в современные цены это составит порядка 160 млрд долларов.