На грани катастрофы - море съедает пляжи на Азовском побережье (фото)
Жители небольшого села Игоревка в Приазовском районе наблюдают необратимый процесс наступления Азовского моря на берег. Оно съедает от 1 до 7 метров в разных местах за год.
Если этот процесс не остановить, пляжи на Азовском побережье могут попросту исчезнуть, говорит от имени громады Игоревки Светлана Резникова. Эти опасения сельчан подтверждают и специалисты Приазовского Национального парка. Море, действительно, наступает на сушу, поедая пляжи.
По мнению Светланы Ивановны, существует несколько причин стремительного приближения экологической катастрофы в регионе.
- Во-первых, особо жадные фермеры распахивают поля под самый обрыв. Уничтожается верхний покров - дерн, который держит обрыв. Глубокие борозды распашки дают разлом обрыва и он откалывается огромными кусками, как халва, падая в море, - говорит Светлана Ивановна и показывает в качестве доказательств фото пляжей поселка.
- Во-вторых, волнорезы у нас есть только на базе отдыха "Металлург" на пляже. А от базы до с. Чкалова в 2015 году в море ушло большое количество глины. Она растягивается уже по морю на 400 м и покрывает дно ковром от 2 до 15 см вглубь. Мягкая взвесь оседает на дно, уничтожая все живое. Местные жители ныряли, и доставали со дна мертвого бычка, жабры которого просто забиты глиной. Вода с глинистым дном быстрее прогревается и теряет кислород, поэтому и начинается замор рыбы, - излагает свою версию причин замора рыбы Светлана Ивановна. - Экологов максимум на что хватает, так это на то, чтобы приехать и сделать замеры температуры воды. А рыба задыхается. Очень хочется задать много вопросов нашим ученым из Бердянского института, которые выдают квоты на якобы "научный отлов" рыбы, вместо того, чтобы разрабатывать систему защиты рыбы и других гидробионтов Азовского моря, своевременно вводя запрет на отлов рыбы с икрой. Очень больно смотреть на экологическую катастрофу и понимать, что наш Приазовский национальный парк также не занимается решением проблемы сохранения природных ресурсов и укреплением береговой линии, - говорит Светлана Резникова.
Все эти вопросы редакция сайта переадресовала заместителю директора природного Национального Приазовского парка (ПНПП) Валерию Санько. В Национальном парке проблему отрицать не стали, но причины замора рыбы объяснили иначе.
- Что касается замора бычка, то я вам даю 100 % гарантии - это никак не связано с тем, что осыпается берег. У бычка есть жизненный цикл. После нереста самцы охраняют гнезда, где выложена икра. В этот период они не едят и ослабевают. Если в этот период падает количество кислорода и поднимается ветер, они не в состоянии уйти на глубину и их выбрасывает на берег. Это природные циклы, которых не избежать. Промысловики пытаются регулировать этот процесс мелиоративным ловом. То есть, в период, когда икра уже начала развиваться, чтобы предотвратить замор, начинается промысловый лов. Разрешение на его проведение дает институт Азовского моря в Бердянске. Это процесс контролирует облгосадминистрация, - пояснил зам директора ПНПП Валерий Санько.
Исчезновение же пляжей, которое, кстати, коснулось и курортной Кирилловки, экологи объяснили глобальным потеплением.
- Глинистые обрывы обваливаются закономерно - в связи с глобальным потеплением море наступает на берег. Эта же ситуация и по центральному пляжу в Кирилловке и других прибрежных зонах. Кроме того, что идет повышение среднего уровня моря, существует еще и цикличность размыва береговой линии Азовского моря. Человек на это может повлиять лишь строительством волнорезов из гранита, но в Игоревке этого никто делать не будет. Аналогичная проблема есть и в Степановке, такой процесс будет продолжаться, - пояснил зам директора парка Валерий Санько.
По его мнению, эта перспектива весьма призрачна из-за дороговизны строительства, ведь каждый волнорез требует утверждения отдельного проекта. И, если даже в Кирилловке это не делается, то для небольшой Игоревки - это непозволительная роскошь.
Что до распашки прибрежной зоны, то это грубое нарушение. Однако Приазовский парк повлиять на фермеров не вправе, так как, по информации Валерия Геннадиевича, в районе Игоревки Нацпарк проходит по акватории воды.
- У нас там нет ни пяди земли. Если мы вмешаемся в ситуацию, то допустим превышение полномочий, за которое понесем ответственность. Это в компетенции земельной инспекции, сельской инспекции, которая есть в каждом районе. Безусловно, это нарушение - распахивать землю ближе, чем 100 метров от моря, нельзя. Но контроль за деятельностью фермеров обязаны осуществлять местные органы власти и контролирующие земельные инспекции.
Увы, но по всему видно, если проблема "поедания" Азовским морем суши, не будет решаться на государственном уровне, Приазовье рискует потерять львиную долю существующих сегодня пляжей.