Как ходить в музеи, чтобы получить удовольствие
Известный голландский культуртрегер Йохан Идема делится советами о том, как сделать посещение музея более осмысленным, приятным и по-настоящему запоминающимся.
Об этом он пишет в новой книге "Как правильно ходить в музей", в которой Йохан Идема стремится бороться со стереотипами, что музей - это стерильное пространство с чопорной обстановкой, где посетители уныло бродят от картины к картине в тишине, ничего не понимают и оттого ужасно устают и раздражаются.
6 советов их книги "Как правильно ходить в музей"
1. Извлекайте максимум пользы от музейных сотрудников
Подготовьте несколько вопросов и действуйте, когда вокруг никого. О чем бы вы ни спросили, вы наверняка обнаружите, что смотритель может дать вам то, чего так часто не хватает в музее, - общение и содержательный диалог об искусстве".
2. Не зацикливайтесь на отдельных произведениях, исследуйте пространство вокруг них
"Однажды один художественный музей представил целую выставку обрамлений. Выставили всего несколько картин и множество рам. Эта выставка могла бы переубедить тех, кто считает, что рама - это всего лишь кусок дерева, защищающий картину. Помимо практической рамы выполняют и другие функции. Вы когда-нибудь замечали, что через окно плохая погода кажется еще хуже? Точно так же рамы влияют на наше восприятие картин. Они усиливают впечатление.
Если посмотреть в целом, то и сам музей можно смело назвать обрамлением наших впечатлений. Несмотря на стерильность, в белом кубе предостаточно скрытых подсветок, тщательно подобранного цвета стен и других хитростей, усиливающих визуальный язык произведения. Обращайте внимание на подобные мелочи, и вам откроется еще одна интересная грань музея: театрализованность"-
3. И это искусство? Как не обмануться в своих ожиданиях
"Многие уверены, что искусство должно быть красивым и возвышенным, иначе это и не искусство вовсе. Поэтому стоит такому посетителю встретиться с нестандартной работой, которую ему не помогает осмыслить музей, как он от нее отворачивается.
"И что это такое?" - спрашивает он, увидев металлический ящик Дональда Джадда. Или "Так и мой сын сможет" - перед картинами Карела Аппела или Джексона Поллока. Разумеется, определение - это та же зона комфорта. Когда произведение слишком неоднозначно и не приходится нам по вкусу, начинаются огромные трудности.
Некоторые считают вкус к искусству качеством приобретаемым. Как и в случае с сыром или вином, чтобы разбираться в искусстве, нужно соответствующее образование. Но, чтобы насладиться им, достаточно лишь правильного настроя и понимания контекста.
Как же лучше всего интерпретировать произведение, находясь в музее? Попытайтесь понять для себя, на что способно искусство. Смотрите шире, держите в голове все разнообразие функций и попытайтесь выяснить, чего же добивается автор.
По словам художника Зинеб Седиры, "искусство может спасти от реальности, передать политическое и личное заявление, заставить задуматься, осведомить, задать вопрос, рассказать историю, сохранить воспоминание и оживить его, оспорить идею и бросить вызов миру. Оно преподносит поэтический взгляд на мир. А может и идеалистический". Вот какой ход мыслей - или интерпретаций, если хотите, - стоит в себе поощрять. Это лучшие помощники в деле управления ожиданиями. Возьмите их на вооружение, и вы окажетесь на верном пути".
4. Сходите в музей с ребенком и посмотрите на искусство его глазами
"Почему дети так хорошо разбираются в искусстве? Потому что они мастерски задают вопросы и умеют по-своему смотреть на вещи - а это два незаменимых навыка для арт-критика.
Чтобы полностью прочувствовать все преимущества посещения музея с юным экскурсоводом, поразглядывайте с ним абсурдистские и трудные для восприятия произведения. До четырех лет дети легко справляются с абстракциями. Они настоящие мини-эксперты по творчеству Пикассо, Поллока и прочих. Прислушивайтесь к их наблюдениям и смело задавайте трудные вопросы о тех работах, которые вам непонятны".
5. Не торопитесь и осматривайте музей в своем темпе
"Не изводите себя осмотром всех произведений - так вы не увидите ни одного. Вместо этого смело сделайте выбор. Посвятите время внимательному изучению лишь нескольких произведений. Считайте, что музей - это меню, а не список дел".
6. Побеспокойте художника
"Разговор с художником кажется совершенно особым событием, и это действительно так. Великие художники рассказывают поразительные, вдохновляющие истории о своих произведениях. Работа художника в полном смысле оживает, когда он описывает ее своими словами. Это возможность понять и даже прочувствовать творческий процесс, ощутить непосредственную сопричастность этому процессу.
Предположим, что вы не можете пообщаться с художником лично. Но существуют и другие способы глубже понять, какие мотивы движут художником в его работе. Подготовьтесь к посещению музея, посмотрите в интернете интервью с интересующим вас художником".
Приятных впечатлений!