Детективам НАБУ не дают доступ к декларациям чиновников
Число, в котором, как в капле воды - отражаются почти все новости этой недели из нашей страны. Украина на 131 месте в рейтинге восприятия коррупции, который составляет "Трансперенси Интернешнл".
Казалось бы у нас нет недостатка в антикоррупционных органах, хватает и новостей о борьбе с этим злом - чуть ли не каждый день задерживают все новых и новых коррупционеров, и тем не менее - Украина соседствует с такими странами, как Россия, Иран и Непал.
Нет, конечно, есть государства и покоррумпированей - дно в этом рейтинге еще через 47 позиций, и там уже такие страны, как Сомали и Южный Судан.
Но до самых некоррумпированных - таких, как Дания, Канада или Германия - нам, понятно, намного дальше.
Причем рецепт, как сделать Украину менее коррумпированной вполне ясен, а вот действий - почти нет. Даже реальные проверки электронных деклараций политиков до сих пор не начались.
Вы помните всех этих королей наличности, о которых столько говорили в прошлом году? Так вот теперь они - короли безответственности.
Почему электронные декларации не проверяют? И не получится ли так, что все богатства, которые наши Випы показали в декларациях, - теперь будут просто узаконены? Разбиралась Павлина Василенко.
В ноябре украинцы ахнули, увидев задекларированные горы налички под матрацами, дорогущие автомобили и хоромы украинских топ-политиков и госчиновников. Общество вскоре ожидало узнать, а законно ли все это, нажитое непосильным трудом и будет ли наказание за коррупционные преступления? Но властимущие продолжают быть спокойны за своими высокими заборами, потому что проверка их электронных деклараций зашла в тупик.
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции подает в Минюст уже третий по счету документ, чтобы нормативно закрепить четкие сроки проверки деклараций. Но все без ответа.
Поэтому в НАПК к проверке - высокопоставленных миллионеров - даже не приступали.
"Это начнется после принятия порядков о полной проверке. - Еще не проверено? - Да. НАЗК крайне необходимы порядки и о мониторинге образа жизни, и о полной проверки и мы готовы идти на сотрудничество и компромиссы с Министерством юстиции", - говорит Руслан Радецкий, замглавы Национального агенства по противодействию коррупции.
Первую волну, а это больше ста тысяч декларантов нужно проверить полностью. Успеют ли до конца года большой вопрос. А тем временем накатывает вторая волна декларирования, в которой ожидают до двух миллионов документов!
"На самом деле сотрудники сидят и проверяют декларации, вопрос в том, что эти проверки сейчас никуда не подашь. Это маразм государственного управления в Украине, когда две структуры, которые содержатся на наши с вами налоги не могут прийти к согласию по тому, как выполнять свои функции одна из них должна была", - говорит Ярослав Юрчишин, исполнительный директор Transparency international Ukraine.
А проверять есть, что и есть кого! Ведь вспомните только, что декларировали украинские топы и випы! Нардепы, судьи и прокуроры!
Вот парламентские короли кэша! Вячеслав Константиновский и братья Дубневичи - Богдан и Ярослав. У них - буквально горы налички!
Экс-комбат "Айдара" Сергей Мельничук вписал аж триллион гривен. Но позже признался - пошутил. Не триллион у него, а всего-то каких-то несчастных 10 миллионов.
Но титул парламентского короля деклараций - бесспорно у народного фронтовика Игоря Котвицкого - это самый богатый слуга бедного народа. У него за душой почти 2 миллиарда гривен!
Откуда все нажитое непосильным трудом. Вопрос пока без ответа. Из более 100 тысяч декларантов Генпрокуратура взялась только за 29 толстосумов. Кто они - неизвестно. А вот данные по 9 нардепам - ГПУ передала в фискальную службу. Чтобы там проверили - платили ли налоги слуги народа. Один из этого списка - Олесь Довгий.
Бывшему заму киевского мера Черновецкого - есть чем похвастаться. Довгий, судя по декларации, удачно решил жилищный вопрос. Обзавелся сразу двумя квартирами и даже нежилым помещением. И полюбил искусство. У депутата - 95 картин, 10 статуй и одна скульптура "Женщина на колесах".
Довгий тоже на колесах - прикупил себе "Лексус". На руках у депутата полтора миллиона долларов и почти 2 миллиона гривен. А начиналось все в 90-ые. Тогда юный Олесь и заработал свой первый миллион.
"Центральные киевские бане. Я взял кредит, я купил эти акции, я приватизировал это большое помещение я его продал - все эти сделкы они публичные. Возможно 22 года, возможно 23 года. И этот первый миллион - он задекларированный и с него уплачены налоги. Я этим горжусь я человек успешный", - говорит Олесь Довгий, народный депутат, "Воля народа" из эфира "Громадського телебачення".
Олесь Довгий задекларировал активов на 55 миллионов гривен. В ГПУ и ГФС подозревают, что депутат официально заработал только 12 миллионов. Так ли это - сам Довгий комментировать нам отказался.
Кроме него, в списке депутатов, которых проверит фискальная служба - Борислав Розенблат. Тот говорит - ему скрывать нечего.
"Я обеспеченный человек, потому что я работал до 14 года практически 20 лет в бизнесе. Те вопросы, которые будут мне задавать я готов на них все отвечать", - говорит Борислав Розенблат, народный депутат, Блок Петра Порошенко.
А его прокуратура проверяет по другому делу о использовании служебного положения и влиянии на решения судей. Судья Артур Емельянов - один из богатейших украинских служителей Фемиды! При этом говорит - все деньги заслуга бывшей жены. И к проверкам - готов:
"Все, что связано было с бизнесом, я оставил. После этого бизнесом занималась только жена, она успешный предприниматель. Когда мы развелись мы договорились, что определенный процент прибыли, который она будет получать в будущем, или в тот промежуток времени, когда она его получила уже она будет передавать мне", - говорит Артур Емельянов, судья Высшего хозяйственного суда Украины.
Параллельно с Генпрокуратурой декларациями занимается и НАБУ. Проверяют тех, на кого поступили заявления. Завели уже 25 дел - из них 14 против судей, 6 против нардепов. Признают - расследования шли бы быстрее, если бы детективы имели полный доступ к декларациям.
"Без этого полного доступа мы можем видеть то же, что видят все журналисты или обычные граждане. Ровно в том же объеме имеющегося в реестре и именно на основании этого аналитический процесс, который есть на основании заявлений по проверке деклараций определенных лиц, он занимает больше времени, чем мог бы занимать", - говорит Светлана Олифера, пресс-секретарь Национального антикоррупционного бюро.
Нет ни нормального механизма проверки деклараций, ни четкого распределения органов.
"Вы помните, сколько было на этот счет разговоров о том, что принимая закон нет механизма. Ни проверки деклараций, ни аналитических даннях, нету ни анализа ничего", - говорит Борислав Розенблат, народный депутат, Блок Петра Порошенко.
Даже если в ближайшее время НАПК и Минюст утвердят порядок проверки деклараций, то сделать это быстро все равно нереально. Дело в том, что у НАПК есть доступ не ко всем базам, и нет компьютерного обеспечения. Вот и выходит, что коррупционеры могут спать спокойно - на матрасах, набитых наличкой.
"Они будут понимать можно расслабиться и дальше заниматься своими делами, потому что никто не проверяет и никто не понесет наказания. Будут единичные случаи происходить, которые будут носить показательный характер - найти козла отпущения. Для того, чтобы разрядить сложившуюся ситуацию. А для конструктивной борьбы с коррупцией это не будет иметь никакого значения", - говорит Сергей Маштабей, юрист, эксперт по электронному декларированию.
В Кабмине создана рабочая группа, которая определит правила проверки. В НАПК говорит - на одну декларацию им нужно 180 дней с правом продления этого срока. И вполне возможно, что неторопливая война с коррупцией расстянется на годы.