Афганистан: генеральный прокурор против вице-президента
Вице-президента Афганистана ждут на допрос в прокуратуре. Ордера на арест его охранников уже выписаны. Но за спиной Дустума - опыт, своя армия и поддержка афганского севера. Север Афганистана может снова стать "Дустумистаном" - так в начале 1990-х годов, после победы Северного Альянса над правительством Наджибуллы, в шутку называли территории, подконтрольные генералу Абдул-Рашиду Дустуму, лидеру этнических узбеков Афганистана. "Дустумистан" жил по своим правилам и даже имел свою валюту - джумбеши. С тех пор Северный Альянс распался, зато генерал после президентских выборов 2014 года занял пост вице-президента Афганистана. Привлечение влиятельного политика и военачальника Дустума в свою команду во многом определило победу на этих выборах нынешнего президента Ашрафа Гани.
От любви до ненависти...
После этого вооруженные формирования, подчиняющиеся генералу, неоднократно и успешно "зачищали" от талибов и других вооруженных исламистских группировок те или иные районы в северных провинциях, хотя бы отчасти снимая с правительства Гани упрек в неспособности эффективно противостоять вооруженной оппозиции.
Но сейчас между правительством и Дустумом возник острый конфликт. Генеральная прокуратура в рамках проверки заявления бывшего губернатора провинции Джаузджан Ахмада Эшчи вызвала на допрос генерала и его телохранителей. А после того, как повестки неоднократно были ими проигнорированы, 23 января генеральный прокурор республики выписал ордер на арест девяти сотрудников охраны Дустума, и заявил, что не исключает ареста самого генерала.
Основанием послужили события конца ноября 2016 года. Тогда в ходе крупного торжественного мероприятия Дустум публично унизил Ахмада Эшчи, а затем, как утверждает пострадавший, телохранители вице-президента его избили и похитили по приказу Дустума. 26 января информационное агентство afghanistan.ru сообщило, что МВД Афганистана получило распоряжение генерального прокурора об аресте телохранителей Дустума, а пресс-служба ведомства подтвердила готовность доставить их в прокуратуру.
Крайняя мера?
Впрочем, немецкий эксперт по Афганистану Гюнтер Кнабе (G?nter Knabe) задается вопросом, может ли на деле правительство Ашрафа Гани пойти на крайнюю меру и попытаться силой доставить в Кабул генерала Дустума. По оценке собеседника DW, этот шаг может сулить правительству опасность оказаться втянутым в вооруженный конфликт, поскольку люди Дустума пойдут на все, чтобы обеспечить ему защиту.
"Вызов на допрос по скандальному делу о похищении губернатора - это попытка Ашрафа Гани показать населению, что при нем государство старается обеспечить законность, в том числе даже на "территории Дустума", и, соответственно, что правительство не является слабым. Тем более, когда Дустум все больше демонстрирует общественности свою безнаказанность", - продолжает он.
"В свою очередь сам Дустум считает правительство слабым и неправомочным ограничивать его свободу действий на "своих" территориях. Лучшее, что в этой ситуации может произойти, - это если стороны найдут способ заключить своего рода политическое перемирие. То есть Дустум пока остается в "своей вотчине" - Мазари-Шарифе, прокуратура не станет пытаться на деле осуществить угрозу доставить генерала силой и постарается ограничиться арестом его телохранителей. Хотя это покажет населению, что правительство на деле очень ограничено в возможностях", - считает Гюнтер Кнабе.
"Хозяин севера"
По мнению российского эксперта по кризисным ситуациям Льва Королькова, любые попытки устранить Дустума с политической арены вызовут сопротивление с его стороны и дестабилизацию. "Дустум привык к высоким должностям и к роли "хозяина" афганского севера, за исключением тех провинций, которые плотно населены пуштунами и таджиками. Это признанный лидер этнических узбеков с колоссальным опытом за плечами, хитрый и привыкший выживать при любых режимах и использовать для выживания любые средства", - говорит Лев Корольков.
По его словам, на стороне Дустума не только этнические узбеки, но значительная часть хазарейских формирований. "Частные армии Дустума фактически контролируют стратегически важный перевал Саланг, связывающий центр страны с севером. У него имеется соглашение с таджиками из Панджшера по разделу влияния на севере, и таджикам там не нужно усиление пуштунов. Кроме того, у него есть поддержка со стороны Узбекистана, который его отряды регулярно снабжал амуницией. А Турция, куда в свое время Дустум бежал от талибов, и где установил тесные контакты с местными спецслужбами, рассматривает его как один из важных рычагов своего влияния", - анализирует события Лев Корольков.
В этом контексте отметим, что 31 января аналитическая группа "Акценты", комментируя ситуацию вокруг Дустума, отметила заявление американского политика Даны Рорабахера о необходимости пересмотра афганской политики США. Сенатор-республиканец, играющий важную роль в формировании линии США в Афганистане, на прошедшей неделе предложил искать там "естественных союзников". К числу которых, считает он, относится генерал Дустум, готовый бороться с радикальными исламистами.
Патовая ситуация для Гани - не выход
"Более того, даже патовая ситуация, когда Дустум окажется на свободе, но вне кабульской политической жизни, не даст Ашрафу Гани вздохнуть спокойно. Получится, что вице-президент окажется хозяином на территории, которая отделит центральное правительство от Центральной Азии, без которой власти в Кабуле сегодня трудно думать о какой-либо серьезной перспективе, в том числе по части экономики и особенно энергетики", - продолжает военный аналитик.
Впрочем, Гюнтер Кнабе сомневается в том, что Узбекистан в этой ситуации поддержит Дустума. "Любая эскалация на севере Афганистана заботит страны региона, в первую очередь, Узбекистан. Но Ташкент не станет идти на риск и оказывать помощь Дустуму только потому, что тот - лидер афганских узбеков. Насколько я знаю, Дустума там поддерживают тогда, когда его действия направлены на стабилизацию ситуации на севере. А на его роль в нынешнем конфликте в Ташкенте смотрят критически", - говорит немецкий эксперт.
По его оценке, дополнительную остроту ситуации придает то, что политика в Афганистане в существенной мере определяется интересами этнических образований и нынешний конфликт между Гани и Дустумом во многом имеет этническую подоплеку. "Более того, возможно, Ашраф Гани делает ставку на сближение с лидером партии "Хизби Ислами", Гульбеддином Хекматияром, который после 2001 года наравне с талибами вел военные действия против правительства, и с которым в конце 2016 года заключено мирное соглашение. Его сильные вооруженные формирования - преимущественно пуштунские, а отношения с Дустумом - глубоко враждебные", - подчеркивает Гюнтер Кнабе.
"Но мне представляется, что в этой рискованной игре Гани не одолеет Дустума. То, что генерала сейчас привлекают лишь в качестве свидетеля, говорит о том, что "красную черту" в эскалации Гани переходить не готов", - полагает он.