На моей спине - произведение искусства, а я просто парень
"На моей спине - произведение искусства, а я просто парень, который его носит", - говорит сам о себе Тим, 40-летний бывший менеджер тату-салона в Цюрихе.
10 лет назад тогдашняя девушка Тима встретила бельгийского художника Вима Дельвуа, который прославился своим скандальным проектом с татуированными свиньями.
Дельвуа рассказал девушке, что ищет человека, который станет живым холстом для его новой работы, и спросил, не знает ли она кого-нибудь, кому это было бы интересно.
"Когда она позвонила мне, я без раздумий согласился", - признается Штайнер.
Моя кожа теперь принадлежит Рику Рейнкингу. Моя спина - это холст, а я - просто временная рама для него
Тим Штайнер, живое произведение искусства
Два года спустя на его спине появилась татуировка: Дева Мария, увенчанная черепом в мексиканском стиле и в окружении желтых лучей, расходящихся от ее нимба.
Кроме того, на спине Штайнера художник изобразил парящих ласточек, красные и синие розы, а на пояснице - два парчовых карпа, исполненных в китайском стиле и оседланных детьми, проплывающих мимо цветка лотоса. Справа на спине Дельвуа поставил свою подпись - в общей сложности он потратил на создание своего шедевра 40 часов. Коллекционеры искусства могут приобрести кожу свиней с татуировками авторства Вима Дельвуа, после того как свиньи умрут от старости
"На мой взгляд, это высшая форма искусства, - говорит Штайнер. - Татуировщики - невероятные художники, которые недооценены в современном мире. Картина на холсте - это одно, а вот нарисовать что-то на коже с помощью иглы - это совсем другое дело".
Работа Дельвуа под названием "Тим" была продана за 150 тысяч евро в 2008 году - ее приобрел немецкий коллекционер искусства Рик Рейнкинг. Самому Штейнеру досталась треть этой суммы.
"Моя кожа теперь принадлежит Рику Рейнкингу. Моя спина - это холст, а я - просто временная рама для него", - говорит Тим.
Согласно заключенной договоренности, после смерти Штайнера кожу с его спины снимут и поместят в раму, передав в личную коллекции искусств Рейнкинга.
Многие находят эту идею жуткой. "Ужас относителен, - отвечает таким людям сам Штайнер. - Это не новая идея - история татуировок в Японии знает очень много таких случаев. Если кожа красиво обрамлена и хорошо выглядит, то это, мне кажется, не такая плохая затея". В общей сложности художнику потребовалось 40 часов, чтобы закончить татуировку
Но именно этот аспект проекта обычно вызывает самые бурные дискуссии.
"Очень интересно обсуждать этот проект, потому что он всегда вызывает у людей очень эмоциональную реакцию. Им либо очень нравится эта идея, либо нет - они возмущены и считают, что это нарушает права человека. Для них это что-то вроде рабства или проституции", - рассказывает Тим Штайнер.
Согласно заключенному контракту, Штайнер должен не менее трех раза в год выставлять свою спину в музеях.
Его первая выставка прошла в 2006 году в Цюрихе - тогда татуировка еще не была закончена. В прошлом году, на 10-летнюю годовщину, Штайнер провел свою самую длинную экспозицию: целый год он просидел в Музее старого и нового искусства (Mona) в австралийском городе Хобарт.
Тиму пришлось работать по пять часов в день, шесть дней в неделю. Выставка закончилась во вторник, 1 февраля 2017 года.
"Попробуйте хотя бы 15 минут просидеть с прямой спиной, ногами, болтающимися в воздухе, и руками на коленях - это очень непросто, - говорит Штайнер. - Мне пришлось провести так 1500 часов. Это, пожалуй, было самое сильное испытание в моей жизни. Все это время работал только мой мозг - иногда я испытывал блаженство, иногда агонию, но всегда был начеку".
Единственное, что отделяло Тима от посетителей музея - это линия на полу. И не все зрители соблюдают правило, запрещающее ее переступать.
"Меня трогали и толкали, на меня дули, кричали и плевали. Полный цирк. Хотя за все время последней выставки до меня никто даже ни разу не дотронулся. Это настоящее чудо", - признается Штайнер. Тим Штайнер во время своей первой выставки в галерее Mona в 2012 году
Когда люди пытаются разговаривать с ним, он не двигается и не отвечает, а продолжает сидеть неподвижно.
"Многие думают, что я скульптура, и очень пугаются, когда понимают, что перед ними живой человек", - говорит Тим.
Однако он считает, что такие выставки нельзя называть перфомансом.
"Если бы эта татуировка не была создана Вимом Дельвуа, у происходящего не было бы никакой художественной ценности", - настаивает Штайнер.
Частью задумки художника было показать разницу между картиной, висящей в раме на стене, и "живым холстом", который меняется с течением времени.
"Я могу потолстеть, у меня могут появиться шрамы или ожоги - да что угодно может произойти. Это часть жизни. Например, у меня уже было две операции на пояснице", - рассказывает Тим.
По его словам, одним из самых приятных моментов за год, проведенный в Австралии, было время до открытия музея.
"Было что-то невероятное в том, чтобы оказаться в одиночестве в этом удивительном здании и делать разминку в окружении потрясающих произведений искусства, слушая музыку в наушниках", - вспоминает Штайнер.
Тиму предстоит вернуться в музей Mona на полгода в ноябре, после двух выставок в Дании и Швейцарии.
"Вся эта история убедила меня в том, что в этом и заключается мое предназначение: сидеть в музее на коробке, - говорит он. - А когда-нибудь картина под названием "Тим" будет висеть здесь вместо меня. Потрясающе".
Другие места, где Тим Штайнер выставлял свою спину
Тим в Лувре в 2012 году
2006: Галерея de Pury & Luxembourg, Цюрих
2008: Art Farm, Пекин; Ярмарка современного искусства "SH Contemporary" в Шанхае
2008-9: Центр искусств и медиатехнологий, Карлсруэ
2009: Университет Rathaus and Leuphana, Люнебург
2010-11: Бернский университет искусств, Берн
2011: Галерея искусств в Оснабрюке; Галерея Robilant & Voena, Лондон
2011-12: Музей Mona, Хобарт
2012: Музей Zone Contemporaine, Берн; Лувр, Париж
2013: Музей Gewerbemuseum, Винтертур; Галерея Sammlung Reinking, Гамбург
2014: Музей Weserburg, Бремен; Галерея Haus fur Kunst Uri, Альтдорф
2015: Strada Fossaccio, Витербо; Музей декоративно-прикладного искусства, Гамбург
2016: Музей Mona, Хобарт.