Что будет на Донбассе после Авдеевки: четыре сценария
В зоне АТО сохраняется напряжение. Обстрелы Донецка, Авдеевки и других городов, по обе стороны линии фронта, продолжаются.
При этом активных наступательных действий не ведется. Просто позиционная война, в ходе которой снаряды падают на дома мирных жителей.
Украинская сторона обвиняет в эскалации Россию и сепаратистов. Россия, устами Путина, возложила вину на украинские власти (дескать, те за счет эскалации стараются помешать налаживанию отношений между Трампом и Москвой и приструнить внутреннюю оппозицию). Между тем, остается вопрос - что дальше. Сколько еще продлится это новое обострение и во что оно выльется?
Вариант 1. Украина перейдет в наступление
Об этом варианте говорят и в "ДНР". Дескать, все что происходит - подготовка к наступлению украинской армии на территории сепаратистов. Впрочем, и официально, и неофициально украинская сторона такие намерения опровергают. Официально заявляется, что Украина остается в рамках минских соглашений и не будет выходить из состояния перемирия.
Неофициально офицеры и в штабе, и на передовой говорят, что сейчас просто нет сил для успешных наступательных действий. После демобилизации в частях на "передке" наблюдается значительный недокомплект личного состава. К тому же, никто не сомневается, что в случае наступления, на помощь сепаратистам придут российские части. Как это уже было под Дебальцево и Иловайском.
Вариант 2. В наступление переходит противник
Тут нужно сразу сказать, что сепаратисты могут перейти в наступление лишь при участии российских войск. Если последние будут задействованы в большом количестве, то нельзя исключать, что фронт будет прорван и Украина потеряет новые территории на Донбассе, а возможно, и не только на Донбассе.
Другой вопрос, что это будет означать крах всех попыток России договорится о нормализации отношений с Западом и, в первую очередь, с Дональдом Трампом. В таком случае, не будет не только отмены санкций, но и произойдет их дальнейшее ужесточение. Например, будут введено эмбарго на закупки у РФ нефти, что болезненно ударит по российской экономике и вряд ли входит в планы Москвы.
Наоборот, сейчас все ее усилия направлены на достижение глобальных договоренностей с Трампом. И, как минимум, до тех пор пока будет сохраняться надежда на такие договоренности, Россия и подконтрольные ей непризнанные республики постараются не совершать на Донбассе резких движений.
Кстати, в России сейчас довольно часто можно встретить комментарии, что Украина, дескать, сознательно провоцирует РФ на усиленное вмешательство в конфликт, чтобы разрушить отношения Москвы и Трампа.
Представитель США в ООН, к слову, уже задекларировала жесткую антироссийскую позицию, возложив на Москву ответственность за эскалацию на Донбассе. Поэтому, если нынешнее эскалация перерастут в наступление сепаратистов и россиян на украинские позиции, можно предположить, что реакция будет еще более жесткой.
Разновидностью этого варианта является официальное признание Россией "ДНР/ЛНР" (или даже включение их в состав РФ) и выдвижение на линию соприкосновения частей собственно российской армии, что, возможно, окончательно заморозит конфликт. В таком случае, однако, последствия для Москвы будут примерно такими же, как и при военном вторжении - быстрое ухудшение отношений с Западом.
Выгоды же для Кремля в таком случае не очевидны.
Вариант 3. Глобальная договоренность по Украине и заключение прочного мира
Именно о таком вариант говорили многие эксперты после прихода к власти Трампа. Считалось, что новая администрация сможет заключить с Москвой большой компромисс по Украине. Назывались и его общие принципы - Запад закрывает глаза на Крым, но Донбасс реинтегрируется в Украину на некоем особом статусе (видимо на том, который прописан в Минских соглашениях).
На это указывали и предвыборные заявления Трампа, что он готов признать Крым российским. Впрочем, реже обращали внимание на вторую часть этих заявлений, когда новый президент США добавлял: "но я обещаю, что Путин больше в Украине не продвинется".
То есть, не исключено, что Трамп воспринимает компромисс предельно просто - на Крым мы, так уж и быть, глаза закроем, но зато из Донбасса Россия должна уйти. А на каком статусе останется Донбасс - это уже как бы второй вопрос.
В тоже время, очевидно, что РФ просто так отдавать непризнанные республики Украине не намерена. По крайней мере, той власти, которая сейчас. Также, очевидно, что без изменения политического расклада в Киеве, вряд ли будут реализованы и минские соглашения. То есть компромисс, на который мог бы пойти Путин, чтобы уйти из Донбасса, обрастает кучей очень сложных для выполнения условий.
И далеко не факт, что Трамп захочет прилагать усилия, давить на Киев, чтобы эти условия выполнить.
На это его может подвигнуть разве что необходимость договорится с Россией по каким-то другим вопросам. Например, по Ближнему востоку. Такого исключать нельзя, но пока это теоретические размышления.
Ситуация может качнуться к миру также в силу внутриполитических процессов в Украине. Например, если будут досрочные выборы парламента и на них победят силы, которые по другому относятся к выполнению политической части минских договоренностей, чем нынешняя власть. Но это также пока в теории.
4. Все останется как есть. Обстрелы, обстрелы, обстрелы
В таких условиях велика вероятность, что нынешняя ситуация зависнет надолго. То есть - постоянные стычки на линии соприкосновения, которые, время от времени, будут детонировать в масштабные столкновения, такие как сейчас были под Авдеевкой. Со взаимными обстрелами и жертвами среди мирного населения. При этом линия фронта будет изменяться на какие-то считанные метры.
Зато будет сильная картинка для СМИ и международной общественности.
Будет много аргументов, чтобы обвинять противника в нарушении минских соглашений, пытаясь дискредитировать его в глазах того же Трампа. Еще больше аргументов будет для собственного населения - чтоб то меньше думало о социально-экономических проблемах, а больше следило с ненавистью в глазах за новостями с линии фронта. А люди в погонах и без могли продолжать зарабатывать огромные средства на контрабанде в серой зоне и на освоении военных заказов.
То есть, для влиятельных сил по обе стороны фронта много выгод в том, чтобы нынешнее состояние "странной войны" продолжалось еще долго.
При все более отстраненной позиции мирового сообщества это, увы, весьма вероятный вариант.
Понятно, что вечно это состояние продолжаться не может и, рано или поздно, выльется в один из трех предыдущих вариантов. Скорее всего в вариант №3 (компромиссный мир). Но сколько крови прольется до тех пор - неведомо.