Три автобуса для Алеппо
Вертикально вздернутые автобусы в центре Дрездена напоминают о разрушенном сирийском городе. Протесты начались еще до открытия инсталляции.
Инсталляция в виде трех автобусов, смотрящих фарами в небо над Дрезденом, установлена на площади перед церковью Фрауенкирхе. Арт-проект называется "Монумент" (Monument), он служит напоминанием о разрушенном сирийском городе Алеппо, о жертвах войны в Сирии и призывает к миру.
Во имя мира
Первоначально Манаф Халбуни хотел установить на площади перед дрезденской Фрауэнкирхе, полностью разрушенной во время Второй мировой войны и восстановленной уже в начале нынешнего столетия, три автобусных каркаса, как будто тоже искореженных войной. Но в итоге он решил использовать списанные из автопарка, но еще не разрушенные автобусы. Это немаловажный нюанс, сообщила на запрос DW галерея Kunsthaus Dresden, один из спонсоров проекта: в Германи все-таки царит мир.
Манаф Халбуни родился в Дамаске в 1984 году, закончил дрезденскую Академию искусств. В интервью по поводу инсталляции он неоднократно говорил, что его художественный проект является символом свободы, мира и гуманизма. Халбуни надеется, что в один прекрасный день Алеппо будет восстановлен - как Дрезден после Второй мировой войны.
Протесты правых
Еще до начала работ по установке автобусов, которые простоят в Дрездене до 5 марта текущего года, в городе прошли массовые протесты против инсталляции. С резкой критикой на арт-проект обрушились антиисламское движение Pegida и партия "Альтернатива для Германии" (Afd).
Сторонники Afd в Дрездене назвали инсталляцию "мусором" и обвинили Манафа Халбуни в злоупотребления свободой искусства, заявив также, что подобные проекты вносят разлад в общество и являются "нападением на нашу идентичность".
Открытие
Открытие временного памятника на площади перед Фрауенкирхе во вторник, 7 февраля, также сопровождалось протестами сторонников движения Pegida и прочих оппонентов. Несколько сотен человек с транспарантами, на которых, в частности, было написано слово "позор", скандировали и свистели во время торжественной церемонии открытия "Монумента".
Протесты на площади не удивляют обер-бургомистра Дрездена Дирка Хильберта (Dirk Hilbert), выступившего с приветствием на открытии. Ему самому как видному стороннику инсталляции угрожали расправой, из-за чего он находится под защитой полиции. Несмотря на все это, Дрезден, по его словам, остается оптимальным местом для инсталляции, которая имеет отношение к войне и беженцам.