Что Артеменко предложил Трампу. Перевод статьи The New York Times о сдаче Крыма России
Оригинал на сайте The New York Times
За неделю до того, как Майкл Флинн ушел с поста советника президента Дональда Трампа по национальной безопасности, в его офис доставили письмо с предложением пути, как президент Трамп может отменить санкции против России.
Флинн ушел, будучи пойманным на лжи о своем обсуждении санкций с послом России. Но это предложение, мирный план для Украины и России, тесно связано с людьми, которые его передали. А это Майкл Коэн, личный адвокат президента, который и доставил документ, Феликс Сэтер деловой партнер Трампа, который помог ему достичь понимания с Россией и украинский законодатель, который пытается подняться на политическом движении оппозиции, к которому частично приложился бывший руководитель кампании Трампа Пол Манафорт.
В то время, когда связи Трампа в России, а также людей, связанных с ним, являются предметом особо тщательного рассмотрения американскими разведывательными агентствами, ФБР и Конгрессом, некоторые из его соратников по-прежнему готовы и хотят проложить дорожку в Россию закулисными методами.
Трампа раскритиковали как демократы, так и республиканцы, ведь он неоднократного хвалил российского президента Владимира Путина, и выражал желание заключить американо-русский союз. Хотя и нет ничего незаконного в таких неофициальных попытках наладить контакты, это предложение, которое, кажется, отражает российские интересы, настораживает.
Эти неофициальные дипломаты говорят, что их цель состоит в том, чтобы просто помочь урегулировать изнурительный трехлетний конфликт, который стоил 10 тысяч жизней. "А кто не хочет помочь принести мир?", - задается вопросом мистер Коэн.
Но это предложение содержит больше, чем просто мирный план. Андрей Артеменко, украинский законодатель, который видит себя в будущем украинским политическим лидером подобным Трампу, заявил, что у него есть доказательства - "названия компаний, банковские переводы" - коррупции президента Украины Петра Порошенко, что может помочь свергнуть его. И Артеменко сказал, что получил одобрение своего плана от одного из главных помощников Путина.
"Многие назовут меня российским агентом, американским агентом, агентом ЦРУ. Но как найти хорошее решение между нашими странами, если мы не будем говорить?" - сказал Артеменко.
Майкл Коэн и Феликс Сатер заявили, что не обсуждали с Трампом это предложение, и не имеют никакого опыта в области внешней политики. Коэн является одним из нескольких соратников Трампа, что находится под пристальным вниманием ФБР за его связи с Россией, как утверждают представители правоохранительных органов. Сам он отрицает любые незаконные связи.
Два других лица, фигурирующие в этой истории, тоже имеют сомнительные прошлое: 50-летний Сэтер, русско-американский бизнесмен, признал себя виновным в фондовых манипуляциях десятилетия назад, в которые была вовлечена мафия. Артеменко провел два с половиной года в тюрьме в Киеве в начале 2000-х годов по обвинению в хищении денег, хотя сам утверждает, что это было политически мотивированное дело.
Пока не ясно, примет ли Белый дом это предложение серьезно. Этот "дипломатический фриланс" вызвал гнев украинских чиновников. Посол Украины в США Валерий Чалый сказал, что Артеменко "не имеет права предъявлять какие-либо альтернативные планы от имени Украины любым иностранным правительствам, в том числе администрации США".
На конференции по безопасности в Мюнхене в пятницу Порошенко предостерег Запад от попыток "умиротворения" России, и некоторые американские эксперты говорят, что предлагать России любую альтернативу международному соглашению двухлетней давности было бы ошибкой. Администрация Трампа послала смешанные сигналы о конфликте в Украине.
Но, учитывая похвалы Трампа для Путина, Джон Хербст, бывший американский посол в Украине, заявил, что опасается, что новый президент может быть слишком нетерпеливым и попытается наладить отношения с Россией за счет Украины, возможно, согласно такому плану, как предложил Артеменко.
В конце января трое мужчин, связанных с этим предложенным планом, встретились в Loews Regency, роскошном отеле на Парк-авеню в Манхэттене, где деловые сделки совершаются в вестибюле с мебелью с кожаными диванами, под мартини в баре ресторана и в частных номерах на верхних этажах.
Коэн живет в двух кварталах вверх по улице, в Trump Park Avenue. Адвокат, который присоединился к Trump Organization в 2007 году в качестве специального советника, работал над многими сделками, в том числе договаривался о постройке небоскреба Трампа в Грузии и даже недолго продвигал российских бойцов на рынке смешанных единоборств. Он считается верным соратником, которого Трамп посылает исправить сложные проблемы.
ФБР рассматривает непроверенного досье, составленное бывшим британским разведчиком, финансируемое политическими оппонентами Трампа, в котором утверждается, что Коэн встретился с российским представителем в Праге во время президентской кампании, чтобы обсудить вмешательство России в выборы. Но русский чиновник рассказал The New York Times, что он никогда не встречался с Коэном. Коэн настаивает на том, что он никогда не посещал Прагу и утверждает, что досье - не более чем измышления. (А Манафорт также находится под следствием ФБР по поводу его связей с Россией и Украиной).
Мистер Коэн имеет личную связь в Украине: он женат на украинской женщине и когда-то работал с ее родственниками по созданию там бизнеса на производстве этанола.
Господин Артеменко, высокий и грузный, приехал в отель на Манхэттене между визитами в Вашингтон. (Он сказал, что его жена познакомилась с первой леди Меланией Трамп несколько лет назад во время их модельной карьеры, но он не пытался встретиться с господином Трампом.) Он принял участие в инаугурации и посетил Конгресс, разместив в Facebook свое восхищение Трампом, и говорил о своем мирном плане во время встреч с американскими законодателями.
Он вошел в парламент в 2014 году, когда бывший украинский президент Виктор Янукович улетел в Москву на фоне протестов против его экономического сотрудничества с Россией и коррупции. Манафорт, который сыграл важную роль в приходе Януковича к власти, помог сформировать политический блок, который возник как оппозиция против нового президента Порошенко, богатого бизнесмена, который занял гораздо более жесткую позицию по отношению к России и обвинил Путина в желании поглотить Украину в новую Российскую империю. 48-летний Артеменко вышел из оппозиции, которую лелеял Манафорт. (При этом они никогда не встречались, сказал Артеменко).
До прихода в политику Артеменко имел деловые контакты на Ближнем Востоке, совершал сделки с недвижимостью в районе Майами и работал в качестве агента, представляющего лучших украинских спортсменов. Некоторые коллеги в парламенте описывают его как коррумпированного, не заслуживающего доверия, но он, кажется, накопил значительные богатства.
Он вылепил из себя некий образ мистера Трампа, представляя себя в качестве альтернативы для Украины во время подъема националистических лидеров на Западе. Он даже ездил в Кливленд прошлым летом на Республиканскую национальную конвенцию, ухватившись за возможность встретиться с членами кампании Трампа.
"Пришло время для новых лидеров, новых подходов к управлению страной, новых принципов и новых участников переговоров в международной политике", - написал он на Facebook 27 января. - "Наше время пришло!".
Артеменко сказал, что он увидел в Трампе возможность пропагандировать мирный план в Украине и продвигать свою собственную политическую карьеру. По существу, его план потребует вывода всех российских войск из Восточной Украины. Украинские избиратели будут решать на референдуме, будет ли Крым, украинская территория, захваченная Россией в 2014 году, сдаваться в аренду России сроком на 50 или 100 лет.
Украинский посол Чалый отверг возможность аренды. "Это грубое нарушение Конституции", сказал он в письменном ответе на вопросы The Times. - "Такие идеи могут быть выдвинуты только теми, кто открыто или скрытно представляет интересы России".
Он также предположил, почему проект Артеменко также включает в себя распространение "компромата", который якобы показывает, что Порошенко и его ближайшее окружение коррумпированы. Только новое правительство, по-видимому, менее враждебное к России, может реализовать этот план.
Мистер Сэтер, давний деловой партнер Трампа со связями в России, был готов помочь доставить предложение Артеменко в Белый дом.
Трамп пытался дистанцироваться от Сэтера в последние годы. Если Сэтер "прямо сейчас сидит в комнате", сказал гТрамп в 2013 году, "я действительно не знаю, как он выглядит".
Но Сэтер работал со сделками с недвижимостью Trump Organization в течение не менее десяти лет, даже после того, как его роль в схеме манипуляций с акциями стала достоянием общественности.
Сэтер, который родился в Советском Союзе и вырос в Нью-Йорке, работал исполнительным директором в фирме под названием Bayrock Group, располагавшейся двумя этажами ниже Trump Organization в Trump Tower, а затем был старшим советником Трампа.
Он сказал, что работал над планом постройки Trump Tower в Москве с российским девелопером до 2015 года, также он сказал, что свернул деятельность из-за президентской кампании Трампа. (Коэн также заметил, что Trump Organization получила письмо о намерениях по проекту в Москве от российского девелопера недвижимости в то время, где было сказано, что проект не представляется возможным).
Артеменко же заявил, что общий друг свел его с господином Сэтером. Продвигать это предложение имело смысл, сказал Сэтер.
"Я хочу помочь остановить войну. Это раз", - сказал он. - "А два, я абсолютно верю, что США и Россия должны быть союзниками, а не врагами. Если бы я мог достичь этих двух целей в один ход, было бы чудесно".
После разговора с Сэтером и Артеменко лично, Коэн сказал, что поставит план в Белый дом.
Коэн сказал, что не знал, кто в российском правительстве предложил поддержку этому плану, как утверждает Артеменко, но он понял, что там было обещание доказать коррупцию президента Украины.
"Мошенничество никогда не бывает хорошим, правда?", - сказал Коэн.
Он сказал, что Сэтер дал ему письменное предложение в запечатанном конверте. Когда Коэн встретился с Трампом в Овальном кабинете в начале февраля, он оставил это предложение в офисе Флинна.
Коэн сказал, что ждал ответа, когда мистер Флинн был вынужден уйти со своего поста. Теперь Коэн, Сэтер и Артеменко надеются, что новый советник по национальной безопасности займется этим. В пятницу президент написал в Твиттере, что у него есть четыре кандидата на эту должность.
Меган Тони, Скотт Шейн Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.