В Германии в сильный рубль верят больше, чем в России
Немецкие эксперты продолжают рекомендовать вложения в российской валюте, тогда как в Москве нынешнее укрепление ее курса считают явлением временным и нежелательным.
Насколько оправдан нынешний относительно высокий курс рубля по отношению к доллару и евро? "Оценка здесь у всех схожая: мы считаем, что то укрепление, которое мы видим на рынке, носит краткосрочный характер и не связано с фундаментальными факторами", - заявляет в Москве Максим Орешкин, глава министерства экономического развития, а в недавнем прошлом - замминистра финансов России.
Немецкий аналитик рекомендует рублевые облигации
"Если взять исторический контекст, то мы по-прежнему имеем экстремально недооцененный российский фондовый рынок, и у рубля, на мой взгляд, тоже хорошие шансы", - утверждает, наоборот, Фолькер Хельмайер (Folker Hellmeyer), главный экономист банка Bremer Landesbank. В интервью журналу Focus Money он подкрепляет свою точку зрения именно фундаментальными факторами: "Мы ожидаем в России в 2017 году экономический рост в 2 процента и снижение процентных ставок. Это означает, что и рынок рублевых облигаций является очень интересным".
Итак, парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: в России член правительства прямым текстом говорит о том, что нынешний курс национальной валюты завышен, из чего рядовым российским вкладчикам нетрудно сделать вывод, что сейчас самое время менять рубли на доллары или евро. В то же время в Германии известный биржевой аналитик в популярном среди немецких вкладчиков и мелких инвесторов издании фактически рекомендует им инвестировать свои сбережения в рубли.
Конечно, у Орешкина - один интерес, а у Хельмайера - другой. Российскому министру экономического развития нынешний дорогой рубль мешает работать, поскольку он это самое развитие замедляет: удешевляет импорт, подрывая тем самым государственную политику импортозамещения, снижает международную конкурентоспособность экспортеров несырьевых и продовольственных товаров, усугубляя нефтегазовую зависимость страны, и обесценивает валютные доходы казны, увеличивая дефицит госбюджета. Поэтому громкое заявление чиновника - это в значительной мере словесная интервенция, призванная сбить рублевый курс.
Ключевые факторы: цены на нефть и ставка Центробанка РФ
А немецкому банкиру важно дать широкой публике инвестиционные рекомендации, а заодно - пропиарить управляемый его банком инвестиционный фонд, который в прошлом году очень хорошо заработал на вложениях именно в российские ценные бумаги. Биржевой эксперт из Бремена заинтересован в том, чтобы западные деньги продолжали течь на фондовый рынок России, курс рубля и дальше укреплялся, а инвестиционный фонд банка продолжал зарабатывать хорошую прибыль и привлекал новых клиентов.
В отличие от министра Орешкина, издатель специализирующегося на России и Восточной Европе ежемесячного биржевого бюллетеня East Stock Trends Андреас Меннике (Andreas M?nnicke), как и Фолькер Хельмайер, считает, что нынешнее укрепление рубля обусловлено именно фундаментальными факторами. Это, прежде всего, выросшая и стабилизировавшаяся на достаточно высоком уровне цена нефти, выход российской экономики из рецессии, явно сократившийся отток капитала из России, а также по-прежнему жесткая политика очень успешно борющегося с инфляцией Центробанка РФ.
"Благодаря тому, что ставки ЦБ остаются весьма высокими, свою привлекательность сохраняют сделки керри-трейд", - отметил в интервью DW Андреас Меннике и пояснил, как такие операции осуществляются. Международные инвесторы берут кредиты в Японии или Европе практически бесплатно, а в США - под все еще крайне низкие проценты, покупают рубли и вкладывают их, предположим, под 10 процентов в российские облигации. А заодно зарабатывают еще и на росте курса российской валюты.
Есть спекулятивный мыльный пузырь - или его нет?
"Так что спекулятивная игра на повышение курса рубля, в которой охотно участвуют, между прочим, и российские брокеры, тоже имеет место", - подчеркнул эксперт. И тут же предупредил: "А спекулятивная игра, как правило, ведет к преувеличениям". Однако он ушел от прямого ответа на вопрос DW, является ли нынешний курс - 58 рублей за доллар и 61 за евро - спекулятивно завышенным. Только отметил, что, в конечном счете, все будет зависеть от цен на нефть.
По мнению Андреаса Меннике, если, к примеру, цена нефти марки Brent покинет нынешний диапазон 54-57 долларов и упадет ниже 52 долларов, то курс евро двинется в сторону 65 рублей и даже выше. А если баррель подорожает до 60 долларов, то евро, скорее всего, будет стоить менее 60 рублей. Если же нефть останется приблизительно там, где сейчас, то и курс рубля вполне может закрепиться на нынешнем уровне. Что же касается начавшейся регулярной скупки валюты Минфином РФ для пополнения госрезервов, то она при формировании курса будет играть скорее второстепенную роль, полагает эксперт.
На вопрос DW, насколько велика опасность того, что обилие сделок керри-трейд привело к надуванию мыльного пузыря на российском рынке облигаций, Андреас Меннике ответил, что считает происходящее скорее нормализацией ситуации после сильного обвала курсов российских государственных и корпоративных долговых бумаг: "В настоящий момент я никакого пузыря в России не вижу". Он ждет скорее роста спроса на облигации.
Пока западные инвесторы будут следовать рекомендациям таких аналитиков, как Хельмайер и Меннике, иностранные вложения в рублевые активы продолжатся, а заодно, скорее всего, и спекулятивная игра на повышение курса российской денежной единицы. И все это будет мешать правительству РФ проводить свою линию на снижение курса.
Но не исключена ситуация, когда международные инвесторы и игроки вдруг начнут быстро фиксировать набежавшую за последний год прибыль, распродавая российские бумаги, и выводить деньги из России. Это, скорее всего, повлечет за собой резкую девальвацию рубля. Целый ряд российских экспертов ожидает рано или поздно именно такого развития событий. Допускает это и Андреас Меннике. По его мнению, поводом для внезапного массового исхода международных инвесторов может стать, к примеру, "любой сценарий военных столкновений" с участием России. Например, на Украине.