Как в Крыму судят противников присоединения к России
Почти два года в аннексированном Россией Крыму продолжается громкий судебный процесс. Обвиняемым, участвовавшим в митинге в поддержку территориальной целостности Украины, грозят немалые сроки. Три года назад, 26 февраля 2014 года, у здания Верховной рады Крыма в Симферополе прошел многотысячный митинг. Его инициаторами выступили глава меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и лидер пророссийской партии "Русское единство", ныне глава Крыма Сергей Аксенов. В той акции участвовали как сторонники Украины, так и их оппоненты, выступавшие за присоединение Автономной Республики Крым к России.
Собравшихся, около 10 тысяч человек, разделяли около 300 сотрудников милиции без необходимой в таких случаях экипировки. Митингующие провоцировали друг друга: в ход шли баллончики со слезоточивым газом, пластиковые бутылки и древки от флагов. Выяснение отношений сопровождалось драками и давкой. Для прохода врачей и эвакуации раненых инициаторы митинга просили организовать "коридор мира". Тем не менее, в результате столкновений погибли два человека. Митинг закончился тем, что его проукраинская часть оттеснила оппонентов. Запланированное в тот день заседание Верховной рады АРК не состоялось.
Продолжение последовало
Ночью 27 февраля здания парламента и правительства Крыма захватили люди в военной форме без опознавательных знаков. Над административными учреждениями вместо украинских флагов вывесили российские. Спустя две недели, 16 марта, состоялся референдум, более 90% участников которого проголосовали за присоединение Крыма к России.
Как только Крым оказался под юрисдикцией России, на полуострове стали действовать федеральные законы, а правоохранительные органы начали расследовать дела согласно российскому уголовному праву. Вскоре сотрудники Следственного комитета открыли дело по факту массовых беспорядков 26 февраля 2014 года. В то же время факт захвата органов власти неизвестными силовики оставили без внимания.
Преследование крымских татар
Спустя год в так называемом "деле 26 февраля" появились первые подозреваемые и задержанные. Одним из них был оператор крымскотатарского телеканала ATR Эскендер Небиев. Он находился на митинге как участник, не выполняя своих профессиональных обязанностей. Через полгода Центральный райсуд Симферополя признал Небиева виновным по ч. 2 ст. 212 УК России (участие в массовых беспорядках) и приговорил к 2,5 годам условно с двухлетним испытательным сроком. Обвинение на процессе поддерживала экс-прокурор Крыма, в настоящее время депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская. Позже аналогичный приговор суд вынес в отношении еще одного участника митинга, Талята Юнусова.
К тому времени в СИЗО Симферополя уже находились несколько человек, участвовавших в событиях 26 февраля. Это замглавы меджлиса Ахтем Чийгоз, которого следствие обвинило в организации массовых беспорядков, а также рядовые граждане Али Асанов и Мустафа Дегерменджи. С других обвиняемых - Эскендера Кантемирова, Арсена Юнусова и Эскендера Эмирвалиева - следователи взяли подписку о невыезде. Всем им инкриминируют участие в массовых беспорядках.
Уже тогда защита обвиняемых обратила внимание, что среди преследуемых - исключительно участники одной стороны митинга, находившиеся под флагами Украины и крымских татар. И нет ни одного представителя пророссийского пикета. Это дало защите основание говорить о политической подоплеке дела.
Суд с нарушениями
В декабре 2015 года в Верховном суде Крыма начался очередной судебный процесс. На скамье подсудимых одновременно находились шесть человек. Позже дело вернули на дорасследование, а его фигурантов стали судить по отдельности.
Ахтем Чийгоз более двух лет содержится в СИЗО, где ожидает вынесения приговора. На суде он неоднократно заявлял, что не признает свою вину и намерен до конца бороться за правду. Он благодарил соотечественников за поддержку и призывал их "ничего не бояться на родной земле". Вскоре суд решил, чтобы Чийгоз участвовал в заседаниях посредством видеосвязи. По словам одного из защитников обвиняемого, Эмиля Курбединова, это является "грубейшим нарушением прав подсудимого", так как он лично обязан присутствовать на каждом процессе. "Это политическая расправа над Чийгозом и крымскотатарскими активистами. Ни одного обвиняемого и нарушителя с другой стороны митингующих", - сказал Курбединов в комментарии DW.
Впрочем, глава Крыма Сергей Аксенов, выступивший в суде в качестве свидетеля обвинения, считает иначе. Он объявил Чийгоза организатором беспорядков, в ходе которых к сторонникам проведения референдума была применена сила. Митинг, инициированный "Русским единством", Аксенов назвал "мирной акцией для оценки событиям в Киеве, захватам зданий, имущества и вообще тому безобразию, что творилось тогда".
Сейчас в суде изучают многочисленные видеозаписи митинга у стен парламента.
"Держатся героически"
Несмотря на слабую доказательную базу обвинения, соратники Чийгоза не верят в положительный исход дела. "У нас в сердце теплится надежда, но мы понимаем, что если судебный процесс не изменит свой характер, на положительный исход расчитывать не приходится, - говорит в комментарии DW первый замглавы меджлиса Нариман Джелял. - Если Асанов и Дегерменджи могут еще получить условное наказание, то Чийгоз, скорее всего, получит реальный срок".
С Джеляловыи согласен замглавы меджлиса Ильми Умеров, которого, кстати, обвиняют в сепаратизме по другому уголовному делу. "Когда речь идет о политических делах, решение суда зависит от того, какое указание дадут сверху. Если скажут: быстро заканчивайте, то могут вынести приговор даже без допроса свидетелей защиты. Мы видим, что дело рассыпается, особенно это касается Чийгоза. Ни один материал не подтверждает, что он является организатором", - сказал Умеров DW. Вместе с тем, по его словам, все обвиняемые "держатся героически и четко осознают, что это заказной процесс".
Супруга Чийгоза и общественный защитник по уголовному делу Эльмира Аблялимова уверена: обвинительный приговор "уже готов". "Вопрос в другом - сколько дадут лет. Именно эта цифра зависит от многих факторов: от политической конъюнктуры, определенного давления со стороны международных организаций, общества", - сказала Аблялимова DW.
Уголовный кодекс России за организацию массовых беспорядков предусматривает лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. За участие в них - от трех до восьми лет. Когда именно будет оглашен приговор в этом резонансом деле, адвокаты затрудняются ответить. Суду еще предстоит допросить около 50 свидетелей защиты. На данный момент состоялось более 80 заседаний.