Широкий разброс
Бот-шоу в Дюссельдорфе
В практике крупных международных выставок достаточно редко случается такое, чтобы две соседние страны устраивали мощные шоу на одну тему, едва ли не пересекаясь во времени.
В практике крупных международных выставок достаточно редко случается такое, чтобы две соседние страны устраивали мощные шоу на одну тему, едва ли не пересекаясь во времени. Тем не менее, с 12 по 20 января проходило Лондонское бот-шоу, о котором мы уже писали, а с 19 по 27 состоялось аналогичное мероприятие в германском Дюссельдорфе. Учитывая, что значительная часть экспонентов, в том числе большинство крупных яхтенных верфей, участвовали в обеих выставках, им даже пришлось разносить премьеры, то есть часть новинок показывать в Англии, а другую часть – в Германии, поскольку перегнать яхты было явно невозможно. Зачем такие сложности?
Принципы Дюссельдорфа
А вот зачем: два североевропейских бот-шоу имеют совершенно разную идеологию. И если лондонское в большей мере посвящено водному отдыху и спорту в целом, в немалой степени включая и самые простые его виды, не требующие больших вложений и сложных механизмов, то Boot Dusseldorf имеет принципиально иную направленность. Здесь представлены, в первую очередь, высокотехнологичная продукция, или же так, по отношению к которой сложно подобрать другое слово кроме как «элитная». Разумеется, моторные яхты присутствовали на обеих выставках, но акценты на их представлении расставлялись несколько по-разному. В Дюссельдорфе меньше внимания уделялось катерам и яхтам с размерением «дневного круизера» (ровно как и их брокеражу и чартеру, а также вообще массовому водному туризму), но больше – элитным яхтам и оборудованию для них, от моторов до мебели, которым был предоставлен отдельный павильон. Больше внимания уделялось, в отличие от традициональной и классичной лондонской выставки, и оригинальным яхтенным конструкциям (в особенности многокорпусным), и другим инновациям. Разумеется, таковых было вдесятеро меньше, чем тех, кто представлял суда обычных конструкций (15 против 150), но все же катамаранам и тримаранам был выделен отдельный павильон. Два более крупных занимали классические яхты, и еще четыре – всевозможные катера и более мелкие лодки. Самостоятельный интерес представлял павильон, полностью занятый экологичными двигателями. Наконец, еще два павильона занимали суперэлитные яхты, а также их проекты и концепты.
Что интересно, такое позиционирование никак не отпугнуло посетителей, даже наоборот: выставку в Дюссельдорфе посетило более, чем вдвое большее количество зрителей, чем Лондон бот-шоу – 223 000 человек. И это при том, что в последние несколько лет в Германии все больше внимания уделяют яхтам небольших размеров, моторным лодкам и даже лодкам с мотором до 15 л. с., на которые, по немецким законам, не нужно свидетельство о праве на управление. Возможно, один из последующих материалов я посвящу как раз этим судам, а пока, чтобы не разорваться от обилия впечатлений, сосредоточусь на 6-м павильоне комплекса Dusseldorf Messe, в котором были представлены морские монстры, главные фавориты выставки.
Пять премьер
Начну с Princess, две из премьер которых я описывал, рассказывая о лондонской выставке. Там шоу-стоперами стали 52- 82-футовые яхты, то здесь наибольшее внимание было отдано одному из флагманов марки – 98-футовому судну. За этим пределом (100 футов), как известно, яхты измеряются уже только в метрах, и считаются принадлежащими к сегменту супер-премиум. Такова, например, 40-метровая Imperial Princess, которая как раз в эти дни вошла в список финалистов «яхтенного Оскара» - премии Superyacht Awards. Но она уже известна широкой публике, а вот обновленную «98-ю» показали впервые. О прежней версии я тоже уже рассказывал, и, кажется, изменения коснулись немногих позиций: трудно сделать еще лучше то, что и так уже очень хорошо. Поэтому она приобрела чуть больший гараж, чуть более мощный двигатель, чуть более роскошную отделку внутренних помещений… но в результате яхта стала восприниматься как совершенно новая, что, разумеется, еще выше ставит дизайнеров и конструкторов этой легендарной верфи. В своей новой планировке на 10 гостей и 6 членов экипажа «98-Я», кажется, не потеряла ни сантиметра пространства в каютах и салонах, по сравнению со схемой 8+4, что само по себе уже достижение.
Помимо личной привлекательности, Princess 98 стала и самой крупной из яхт, представленных на выставке, что, конечно же, добавило ей внимания. И если ей никто не мог составить конкуренцию, то другие размерения без нее не обходились. Перечислять всех участников было бы невозможно, поэтому ограничусь еще четырьмя, на мой взгляд, самыми интересными моделями разных калибров. Французская яхта Voyage 42’ с верфи Jeanneau привлекла внимание своей легкой и игривой стилизацией обводов под кораблики, произведенные 50 лет назад. Но не нужно думать, что дизайнер Тони Кастро не мог предложить ничего более современного. Наоборот, скромное напоминание о ретро-стиле как нельзя лучше придало 4-местной 13-метровой яхте налет романтизма и стильности тех лет, когда бунтовал весь мир… кроме влюбленных, которым как раз и место на этой лодке.
Впрочем, в плане мореходности и технической оснащенности Voyage ничем не уступает самым продвинутым, а то и футуристичным образцам в сегодняшнем судостроении. Sealine F48’ мне захотелось выделить как воплощение британского духа. Она безукоризненна. В ней есть все, чего ждешь от лодки 15-метрового класса, и ничего лишнего. Идеально верные, тщательно выверенные решения во всем – от скорости до дизайна экстерьера и интерьера. Особо темпераментным яхтсменам может быть и станет немножко скучно на ней, зато никто и никогда не утомится здесь от чего-либо непредсказуемого. Кстати, в своем классе эта яхта тоже номинирована на Superyacht Awards.
Absolute 55’ Fly Стала моей фавориткой как абсолютно взвешенная конструкция. Ее не мало и не много, здесь не тесно – и не заблудишься. Она совершенно узнаваема, но не режет глаз; она роскошна, но без вычурности.
Особый плюс «Абсолютной» - за максимальное пространство под солнцем. Сочетание бака, флайбриджа и кокпита вышло настолько удачным, что яхта кажется единым пляжем. Правда, с интерьером, уютным, как дома.
Итальянец Mochi Dolphin 74’ Cruiser заметен благодаря своей совершенно не итальянской, а, скорее, американской внешности. Обводы, манера построения флайбриджа и главное – особое внимание к простору в каютах и на палубе – вот что роднит «Дельфина» с западными собратьями. Традиционная сегодня для моторных яхт скорость в 29-32 узла делает его многофункциональным: хотите – неспешно прогуливайтесь по палубе на эконосичных оборотах, хотите – наблюдайте из щедро освещенной рубки за фигурами «высшего пилотажа», которые выписывает на высокой скорости капитан, для которого приготовлена отдельная каюта.
Это уже не лодка для рейда выходного дня, а полноценный просторный дом с несколькими ванными, обширным камбузом и широким выбором оборудования для развлечений, включая скоростной РИБ и гидроцикл. В таком «коттедже» приятно провести пару недель, если не больше.
Вот так широко – от маленькой лодки для романтического свидания и до мегаяхт – разбросана была в этом году яхтенная секция дюссельдорфского бот-шоу. А ведь я описал только крошечную его часть. Но постараюсь еще вернуться к этому рассказу.