У Путина появился опасный соперник, который уже бросает ему вызов - частная разведка США
Президент России Владимир Путин столкнется с растущими вызовами со стороны политических элит, региональных лидеров и населения РФ в целом. И, хотя он идет на уступки элитам Кремля, по мере необходимости он продолжит избавляться от политических противников. В то же время новый глава российской Госдумы Вячеслав Володин может использовать свое растущее могущество, чтобы стать еще одним политическим деятелем, бросившим вызов власти Путина.
Об этом говорится в новом отчете американской разведывательно-аналитической организации Stratfor, текст которого есть в распоряжении ONLINE.UA.
Законодательная власть в России может стать следующей ареной борьбы за власть, которая трясет Кремль последние три года. Роль Госдумы была несущественной в течение 17 лет, которые президент России Владимир Путин находится у власти. Она выступала в основном как средство повышения легитимности лидера и в качестве козла отпущения в вопросе проведения жестких реформ.
Столкнувшись с растущим противостоянием со стороны политических элит Кремля, региональных лидеров России и общественности в целом, Путин, тем не менее, усилил роль законодательного органа для продвижения мер, необходимых для укрепления своей власти. Недавний отчет Московского центра Карнеги говорит о том, что эта власть, возможно, вскружила голову новоназначенному спикеру парламента Володину.
Человек Путина
После того, как Путин стал премьер-министром в 1999 году, его партия "Единство" вышла на второе место после Коммунистической партии на парламентских выборах. Гонка была жесткой, и высокие показатели "Единства" помогли привести Путина на президентский пост менее чем через две недели.
Во время следующих выборов в 2004 году партия, на тот момент уже известная как "Единая Россия", получила надежный контроль над законодательным органом. Победа дала Путину мандат для консолидации власти в политической, экономической, социальной сферах и в различных службах безопасности.
В преддверии очередных выборов в 2007 году Кремль убедился, что у "Единой России" будут рекордные на тот момент показатели. В результате Путин решился поменяться креслами с премьер-министром Дмитрием Медведевым в следующем году. Но очередная попытка Кремля манипулировать выборами в 2011-2012, вкупе с решением Путина вернуться на пост президента, привели к неожиданному недовольству россиян. Граждане вышли на улицы, инициировав крупнейшие в постсоветской истории России протесты и, в конце концов, вынудили Кремль уступить общественности - впервые за время правления Путина.
Тем не менее, Москва снова прибегла к вмешательству в избирательный процесс во время последней парламентской гонки в сентябре 2016 года, хотя и не так открыто.
Хотя у Путина по-прежнему высокие рейтинги, общественное недовольство распространяется все больше из-за ухудшения экономических условий и чрезмерной политизации текущих событий в стране. В то же время Путин становится все более озабочен проблемами своего авторитета. Следовательно, Кремль принимает меры для предотвращения нестабильности, решительной борьбы с инакомыслием и для очищения верхних эшелонов правительства.
Создание монстра
Путину нужен был сильный и лояльный лидер во главе Госдумы, чтобы провести необходимые ему изменения через законодательные органы. С этой целью он предложил назначить бывшего заместителя главы своей администрации Вячеслава Володина спикером. Володин известен своим умением контролировать сложные политические ситуации.
На самом деле, Путин привел его в качестве вице-премьера в 2012 году, чтобы успокоить водоворот, который создали фальсификации парламентских выборов и массовые протесты. Володин уже давно хотел пробиться в верхние ряды кремлевской элиты, но у него никак не получалось этого добиться. И при нормальных обстоятельствах должность спикера не привела бы его ближе к этой цели. Но из-за желания Путина ввести в действие законопроект, необходимый для дополнительного укрепления его авторитета, положение Володина приобрело большую важность.
Теперь же Володин предпринимает шаги для укрепления своей собственной власти в законодательном органе. По данным Центра Карнеги, регламентные нормы и законопроекты теперь находятся в исключительной власти спикера. Кроме того, в докладе центра утверждается, что он позиционирует себя в качестве посредника между правительственными чиновниками и депутатами, что дает ему возможность по своему усмотрению блокировать диалог или срывать предложения.
Еще один вызов?
Действия спикера следуют алгоритму, который стал Путину слишком хорошо знаком. За последние несколько лет такую борьбу за свои позиции, часто вопреки президенту, вели наиболее влиятельные фигуры Кремля.
В конце 2016 года, к примеру, глава "Роснефти" Игорь Сечин втайне от Путина хотел приобрести контрольный пакет акций конкурирующей нефтяной компании "Башнефть". Он также проигнорировал приказ Путина продать акции своей компании утвержденному списку покупателей и вместо этого продал их тем партнерам, которым хотел. Глава Чечни Рамзан Кадыров в социальных сетях раскритиковал инициативу Минфина сократить федеральные субсидии его региону, намекая, что отсутствие надлежащего финансирования может дестабилизировать пострадавшую от войны Чечню. Сергей Чемезов, глава государственного оборонного гиганта "Ростэк", был занят покупкой различных оборонных предприятий, чтобы гарантировать, что его компания проникла в каждую область военно-промышленного комплекса России - что в прошлом пытался предотвратить Путин. (Чемезов также захватил некоторые из крупнейших в России месторождений золота, перебив предложение государственного банка "ВТБ" в 11-ти минутном аукционе в январе, добавив их к своему огромному богатству).
Эти маневры, хотя и неприятные для российского президента, вряд ли стали для него неожиданностью. В конце концов, Сечин, Кадыров и Чемезов - одни из самых влиятельных фигур в России, и в течение почти двух десятилетий они были стабилизирующими силами Кремля, даже если иногда пренебрегали приказами Путина. Но потом политические лидеры второго и третьего эшелона начали отходить от курса Кремля.
Лидеры региональных правительств, многие из которых обременены федеральным долгом настолько, что уже заявили о дефолте или собираются это сделать, выражают свое несогласие. Кроме того, все больше из них ликвидировали подчиняющиеся им структуры местного самоуправления, чтобы обеспечить свою власть. Для того, чтобы укротить беспорядки, за последние три недели Путин уволил шесть региональных лидеров, а 17 февраля он провел заседание Совета безопасности, чтобы попытаться снять страх перед масштабными чистками среди региональных органов власти.
Хотя Володин является одним из сторонников Путина, он вполне может выйти из-под контроля, как только получит достаточно сил, как сделали многие другие члены политической элиты России. Это может привести к катастрофическим последствиям для президента. Последнее, что нужно Путину - это еще одна авторитетная фигура в качестве соперника, особенно, когда его власти бросают все больше вызовов. Путин уже ужесточил управление своей администрацией, но ему все еще нужны сторонники, которые помогут ему реализовать его стратегию, а не сосредоточатся на собственной дороге к власти.