Литературовед Юлиан Оксман из-за Пушкина пять лет работал банщиком и сапожником на Колыме
Литературовед Юлиан Оксман родился в Вознесенске в 1895 году в семье аптекаря.
Учился в Германии, в Боннском и Гейдельбергском университетах. Был студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. После революции стал помощником начальника архива Наркомата просвещения, заведовал сектором цензуры и печати Центрархива РСФСР. В 1920-1923 годах работал в Одессе начальником губернского архивного управления.
Потом жил в Ленинграде, был профессором, начальником архива МВД дореволюционной России, заместителем директора института русской литературы Академии наук СССР. Как председатель Пушкинской комиссии Оксман участвовал в подготовке полного академического собрания сочинений Александра Пушкина.
В ночь с 5 на 6 ноября 1936 года Оксман был арестован по ложному доносу сотрудницы Пушкинского дома. Ему инкриминировались «попытки срыва юбилея Пушкина путем торможения работы над юбилейным собранием сочинений». Получил пять лет лагерей. Отбывал срок на Колыме, работал банщиком, бондарем, сапожником, сторожем. В 1941 году получил еще пять лет за «клевету на советский суд». В заключении продолжал научную работу, собирая документы и устные свидетельства о русской культуре начала ХХ века.
После освобождения Оксман работал на кафедре истории русской литературы в Саратовском университете, старшим научным сотрудником в других научных учреждениях.
Одной из основных своих жизненных задач после освобождения Оксман считал «борьбу за изгнание из науки и литературы хотя бы наиболее гнусных из подручных палачей Ежова, Берии, Заковского, Рюмина и др.». На научных и писательских собраниях публично разоблачал доносчиков. С 1958 года Оксман начал устанавливать связи с западными славистами (в том числе эмигрантами, прежде всего с профессором Глебом Струве), вел с ними переписку (тайную - через стажеров, работавших в СССР). Передавал на Запад не опубликованные в СССР тексты поэтов «серебряного века» Гумилева, Мандельштама, Ахматовой и свои воспоминания о них, помогая Струве в издании собраний сочинений этих авторов.
Летом 1963 года Оксман анонимно опубликовал на Западе статью «Доносчики и предатели среди советских писателей и ученых». После того, как одно из писем за рубеж было конфисковано пограничниками, кэгэбисты провели у Оксмана обыск, нашли дневники, часть переписки и самиздат. Оксмана исключили из Союза писателей и вывели из состава редколлегии «Краткой литературной энциклопедии».
Последние годы жизни Оксман работал профессором-консультантом кафедр истории СССР и истории русской литературы в Горьковском университете, был уволен оттуда по требованию КГБ и обкома КПСС. Скончался в 1970 году в Москве.