Что стоит за «великим отжимом» в ОРДЛО: последствия для Украины
Главным событием недели стала так называемая «национализация» ОРДЛО, а, попросту говоря банальный «отжим» боевиками Донбасса около полусотни крупнейших предприятий Украины, которые продолжали работать под украинской юрисдикцией на оккупированных территориях.
Как это было
27 февраля главари «независимых республик» Захарченко и Плотницкий предъявили Украине свой ультиматум, который формально выглядел ответом на украинскую блокаду торговли с ОРДЛО.
«Мы вынуждены объявить, что если до 00:00 среды (1 марта 2017 года) блокада не будет снята, то мы введем внешнее управление на всех предприятиях украинской юрисдикции, работающих в "ДНР/ ЛНР".
Мы перестанем поставлять уголь в Украину. Для поставок угля нет ни возможности, ни схемы оплаты. Мы будем перестраивать все производственные процессы и ориентировать их на рынок России и других стран. Именно это и было одним из наших первых программных обещаний в момент провозглашения наших республик», - заявили главари ОРДЛО
Воспользовались ли главари «ДНР» и «ЛНР» удачно подвернувшейся блокадой торговли с оккупированными территориями ветеранами АТО или их использовали, и этот шаг был изначально частью разыгранной комбинации?
Об этом можно бесконечно спорить, однако решения подобного стратегического масштаба принимали не марионетки Захарченко и Плотницкий, а их кураторы в Кремле. И блокада, в любом случае, была только поводом для «национализации».
Это подтверждает и перехваченный СБУ разговор Адександра Захарченко с главой его администрации Трапезников.
Собственно, не дожидаясь окончания срока ультиматума, террористы начали захватывать предприятия, которые работали по украинскому законодательству и платили налоги Киеву.
Больше всего в списке оказалось заводов, шахт и отелей Рината Ахметова. К 1 марта боевики «национализировали» следующие предприятия донецкого олигарха: ЧАО Енакиевский металлургический завод, ПАО Харцызский трубный завод, ЧАО Енакиевский коксохимпром, ЧАО Докучаевский флюсо-доломитный комбинат, ПАО Донецкокс, ЧАО Комсомольское рудоуправление, ПАО ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса, ООО Моспинское ВПП, ООО ДТЭК Сервис, ОП Зуевская ТЭС (ООО Востокэнерго), ДТЭК Высоковольтные сети, ДТЭК ПЭС-Энергоуголь, ДТЭК Донецкоблэнерго, ПАО Укртелеком, ООО Редакция газеты Донецкие новости, HarvEast Holding, ООО Метинвест-СМЦ, ОАО Украинская акционерная страховая АСКА, ПАО ПУМБ, ООО Донбасс Арена, ООО Отель Донбасс-Палас; ООО Проект - 2012 (Отель Park Inn by Radisson Donetsk), ПАО "Краснодонуголь", ООО "ДТЭК Ровенькиантрацит", ООО "ДТЭК Свердловантрацит" и другие.
Также в список «отжатых» попали предприятия православного олигарха Виктора Нусенкиса ЧАО Донецксталь металлургический завод, ЧАО Макеевкокс, ПАО Ясиновский коксохимический завод.
Ввели боевики «внешнее управление» и на уже три года простаивающем «Стироле» Дмитрия Фирташа. А у старейшего нардепа Верховной Рады Ефима Звягильского забрали одно из самых рентабельных угольных предприятий Украины - шахту имени Засядько.
«Отжим» собственности боевиками у крупнейших олигархов вызвал у некоторой части патриотической общественности Украины даже некий приступ радости. Мол, бумерангом вернулось все тем, кто «гудками» пытался бороться с российской агрессией весной 2014 года.
Но в данном случае всем стоит представить себя в роли героя старого анекдота про «смешанные чувства», который видит, как его теща на его новом автомобиле на полной скорости едет к краю пропасти.
Последствия для экономики Донбасса и оккупированных территорий
Захваченные боевиками предприятия - это истинные жемчужины на экономической карте Донбасса. С одной очень важной особенностью - они десятилетиями были встроены в экономический комплекс Украины и слаженно работали благодаря давно выстроенным цепочкам «уголь-кокс-металл», а также налаженным рынкам сбыта продукции.
Итак, в результате «национализации» Украина потеряла около 14% производства стали, свыше 9 миллионов тонн угля. «Отжатые» предприятия в 2016 году заплатили в качестве налогов в украинский бюджет свыше 32 миллиардов гривен, а также сгенерировали свыше 2 миллиардов валютной выручки Украины из общей суммы в 34 миллиарда.
Вошедший в раж главарь «ДНР» Александр Захарченко уже успел заявить, что Украина теперь не просуществует и 60 дней (на сегодня - уже 56).
Не хочется преждевременно расстраивать знаменитого покорителя Лондона и Варшавы, но Украина выйдет из этой ситуации с серьезными потерями, но краха экономики, безусловно, не произойдет.
В январе украинский ВВП продемонстрировал невиданный рост в 5,1%. Увы, о таком росте после «национализации» стоит забыть. Гривна теперь может «просесть» процентов на 5-10, если потери от выручки не будут компенсированы иностранными инвестициями. Но в целом за год-два украинская промышленность должна адаптироваться к более-менее нормальной работе без «национализированных» предприятий.
Чем грозит «национализация» «ДНР» и «ЛНР»
Как стало известно из перехваченного СБУ разговора Александра Захарченко с российскими кураторами, руководить «национализированным» предприятиям предстоит беглому олигарху Сергею Курченко, который во времена Виктора Януковича был своеобразным председателем Зицем для семейной бизнес-империи беглого президента. Широкая общественность узнала о Сергее Курченко только тогда, когда он неожиданно стал президентом хакрьковского футбольного клуба «Металлист».
Кстати, судьба некогда именитого харьковского клуба, который после нескольких лет деградации прекратил свое существование - наглядный пример выдающихся менеджерских талантов Сергея Курченко.
Прокладка в виде Курченко понадобилась россиянам для контроля над «отжатым» по двум причинам. Во-первых, за три года в Москве уже убедились, насколько «эффективными управленцами» являются Захарченко и Плотницкий.
Так, сегодня на оккупированной территории продолжают работать 13 шахт из 33-х.
В оккупированных Горловке и Енакиево были закрыты все работающие шахты. Десятки заводов распилены на металлолом, десятки тысяч людей остались без работы.
Во-вторых, приход российского собственника в виде или государства, или частных лиц был чреват многомиллиардными исками в международных судах от настоящих владельцев предприятий.
Куда теперь будут деваться миллионы тонн металла и угля, которые производятся на отжатых в ОРДЛО предприятиях?
Дорога на экспорт им закрыта - а заложенные в контрактах экспортные поставки пойдут за рубеж из других предприятий «Метинвеста». Зачем украинский металл или уголь России, которая сама является крупнейшим производителем и экспортером того и другого?
Безусловно, на каждый товар есть свой купец, и по бросовым ценам можно будет продать даже продукцию «отжатых» предприятий. Вот только платить прежнюю зарплату и содержать прежнее количество рабочих будет уже невозможно.
На данный момент большинство сотрудников «национализированных» предприятий отправлены в бесплатные отпуска. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы без боязни ошибиться, предположить, что через несколько месяцев большинство «отжатых» предприятий или окончательно остановятся, или будут работать на треть или четверть от своих мощностей. А десятки тысяч металлургов и шахтеров пополнят армию безработных «народных республик».
И это касается еще вчера рентабельных предприятий. Что же говорить о других «отжатых» объектах. Например, содержание «Донбасс Арены» стоило, по некоторым оценкам, Ринату Ахметову 18 миллионов долларов ежегодного убытка. Врядли ли футбольный матч «Сомали» - «Спарта» позволит боевикам покрыть эти убытки.
И возникает логический вопрос - почему именно сегодня Россия решила взять на себя весь этой геморрой?
Готовит ли Россия аннексию Донбасса?
Как уже не раз отмечали хорошо изучившие российского президента эксперты, Владимир Путин по своей сути блистательный тактик, но никудышний стратег.
Аненксия Крыма - яркий пример тому. То, что на третий год Москва решила позволить своим марионеткам пустить под нож предприятия, благодаря работе которых социальная обстановка в «республиках» не стала полной и окончательной катастрофой, может свидетельствовать, как минимум, о трех рабочих планах.
Первый. Кремль решил максимально повысить ставки. Россия убедилась, что Украина не готова идти на признание ОРДЛО и впихнуть «республики» назад в качестве «троянского коня» уже не получится. В таком случае Кремль решил демонстративно показать Киеву, Вашингтону и Брюсселю угрозу новой аннексии в Европе или появление новых независимых «государств».
Одновременно экономический коллапс в Украине должен, по мнению Путина, спровоцировать если не новый Майдан, то политическую ситуацию, при которой досрочные парламентские и президентские выборы станут неизбежными. В результате к власти в Украине придут «договороспособные» силы, которые заберут на условиях Кремля уже окончательно разоренный Донбасс и признают де-факто аннексию Крыма.
План второй - полная приднестровизация
Столкнувшись с экономическими трудностями, Москва хочет сделать из «ДНР» и «ЛНР» более самодостаточные регионы. Напомним, что сегодня содержание ОРДЛО, не считая военных расходов, стоит Кремлю, по подсчетам экспертов, не менее трех миллиардов долларов.
Оценив риск разрушения экономических связей с Украиной, в России решили (или такие аферисты, как Курченко, убедили в этом Кремль), что большинство «отжатых» предприятий способны все же хоть и в полсилы, но работать и пополнять не бюджет Украины, а «казну республики».
А с другой стороны, десятки тысяч уволенных рабочих вместе с семьями выедут из Донбасса в Украину и Россию и снизят также таким образом социальную нагрузку и, следовательно, дотационность ОРДЛО.
Третий вариант - аннексия по Крымскому варианту
В марте 2018 года в России предстоит выбирать президента. Обеспечить легитимность четвертому сроку Путина можно только через новую консолидацию российского общества. Эффект от крымской эйфории давно уже сошел на нет, а сирийская война так и не сумела в сознании российского общества стать достойной альтернативой. Ивана да Марью мало волнует очередное взятие Аллепо. А вот Донбасс другое дело, хотя, конечно, крымской радостью ему все же не стать.
По мнению известного российского журналиста Олега Кашина, все идет именно к этому.
«Это будет донбасский консенсус вместо поистрепавшегося крымского - конечно, навязанный, но других у нас и не бывает. Фактор не столько внешней политики, сколько внутрироссийской; неоднократно опробованный прием управляемого погружения страны и общества в очередной кризис, становящийся поводом для кризисного же управления со всеми вытекающими закручиваниями гаек и укреплениями вертикали...
Если Россия и так уже существует в статусе империалистического чудища, то логичнее этот статус поддерживать, чтобы не разочаровывать ни собственное население, ни остальной мир. Самый удобный выход из кризиса - в новый кризис; Владимир Путин давно это понял и вряд ли готов искать новых, неизведанных путей».
Вместо послесловия
Если аннексия Донбасса станет реальностью - это будет означать, что по Донбассу вместо гибридной линии разграничения пройдет уже настоящая граница. И вместо «гибридных ихтамнетов» - смотреть через прицелы на АТОшников будет уже открыто российская армия.
Это будет означать, что как минимум сценарий военного освобождения Донбасса станет на ближайшее будущее нереальным.
С другой стороны, аннексия Донбасса может наконец-то стать для Запада той «красной линией», после которой любые попытки понять и простить путинскую Россию станут окончательно невозможными.
А администрация Трампа избавится от клейма «пропутинской,» после отставки Флинна и нового скандала с генеральным прокурором Джеффом Сешнсом, сможет только путем введения эмбарго на продажу Россией нефти и газа.
А это будет означать неминуемый экономический крах России. А значит, в итоге все равно приведет к освобождению Донбасса.
Увы, только вряд ли этот освобожденный Донбасс можно будет по-прежнему называть краем шахтеров и металлургов, а работающие заводы и шахты бывшего ОРДЛО скорее всего можно будет пересчитать на пальцах одной руки.