4 факта о возрождении экономических связей России и Турции
Экономические отношения РФ и Турции заметнее всего восстанавливаются пока в сфере туризма. Полному возобновлению торговли мешает протекционизм Москвы, а энергетическим проектам - политика.
9-10 марта Москву с официальным визитом посетит президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Ожидается, что его встреча с российским коллегой Владимиром Путиным будет посвящена не только ситуации в Сирии, но и обсуждению экономических вопросов. Сотрудничество двух стран прервалось после введения Россией санкций в отношении Турции в конце 2015 года, однако уже с прошлого лета связи начали постепенно восстанавливаться. Насколько успешно идет этот процесс, выясняла DW.
Россиянам нужен берег турецкий
28 ноября 2015 года, ровно через день после того, как турецкие ВВС сбили российский Су-24, Владимир Путин подписал указ, закрывший турецкие курорты для российских туристов: туркомпаниям предписывалось остановить продажу путевок в Турцию, между странами был отменен безвизовый режим и остановлено авиасообщение. В итоге, по данным министерства туризма и культуры Турции, в 2016 году турпоток из России сократился на 76,26%: страну посетили 866 тысяч россиян, в то время как в 2015 году - 3,65 млн.
Ситуация начала меняться после того, как Анкара принесла извинения за сбитый самолет: 22 июля 2016 года было возобновлено регулярное авиасообщение и возобновилась продажа путевок. По наблюдению участников российского туристического рынка, с начала этого года россияне проявляют к Турции повышенный интерес. Турецкое направление является лидером по бронированиям на предстоящие месяцы: на него приходится до 50% всех броней, а глубина продаж доходит до октября, отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Эксперты объясняют ажиотаж отложенным спросом и выгодными условиями раннего бронирования. По прогнозу турецкой стороны, в 2017 году в Турцию могут приехать более 3 млн российских туристов. Впрочем, гарантировать полное восстановление турпотока никто не берется. Как заявила DW исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, "восстановлению спроса может помешать любой трагический инцидент на курортах Турции".
Мандарины вернулись, помидоры - нет
Значительно медленнее восстанавливаются связи России и Турции в торговом сегменте. С 1 января 2016 года Россия перестала импортировать турецкие фрукты, овощи и мясо. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за год импорт России из Турции сократился на 46,9% до 2,1 млрд долларов. При этом наибольшее сокращение было зафиксировано по таким товарным группам, как овощи, фрукты, орехи, текстиль и металлы.
9 октября 2016 года Россия частично сняла запрет на импорт турецких продуктов. К ввозу были разрешены цитрусовые и косточковые. Как заявил тогда Путин по итогам встречи с Эрдоганом, "это решение взаимовыгодное. Российское сельское хозяйство не производит таких продуктов, а поступление на рынок турецких товаров может привести к снижению цен на внутреннем рынке".
Запрет на импорт других продуктов пока не снят, поскольку к этому не готов отечественный производитель, полагает советник президента Торгово-промышленной палаты РФ по международным делам Георгий Петров. По его словам, "когда санкции были введены, многие российские аграрии осуществили крупные инвестиции в тепличное хозяйство, и теперь они должны получить отдачу от денег, которые вложили. Поэтому с помидорами придется подождать". Впрочем, по мнению ряда наблюдателей, какие-то подвижки в этом вопросе могут быть достигнуты уже в ходе предстоящего визита Эрдогана.
Энергетические проекты под вопросом
Основными совместными инфраструктурами проектами России и Турции Георгий Петров называет строительство газопровода "Турецкий поток" и АЭС "Аккую". Из-за резкого охлаждения отношений на рубеже 2015 и 2016 годов оба проекта были приостановлены, однако, как и в других отраслях, с осени прошлого года в энергетике наметилось оживление.
10 октября Россия и Турция подписали межправительственное соглашение по "Турецкому потоку". На сайте "Газпрома" говорится о том, что реализация проекта ведется "активно". "От турецкой стороны получен ряд разрешительных документов по проекту. Подписаны контракты на укладку двух ниток морского участка "Турецкого потока". Начало строительства - вторая половина 2017 года", - сообщается на портале.
Эксперты не столь оптимистичны в отношении газового проекта. Как заявил DW глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, проблема в том, что заинтересованность в нем не обоюдна: "Турецкий поток" нужен только Москве для того, чтобы снизить объем украинского транзита на 11-14 млрд кубометров в год". К тому же, по его словам, "российские и турецкие военные находятся на противоположных сторонах конфликта в Сирии, так что российско-турецкая дружба может снова прерваться в любой день".
В свете этой неопределенности не меньше вопросов вызывает проект строительства АЭС. Госкорпорация "Росатом", участвующая в нем через свою структуру "Аккую Нуклеар" с начала десятилетия, до сих пор не получила лицензию на строительство станции от турецкого Агентства по атомной энергии.
Забыли спросить Ереван
Между тем турецкая сторона демонстрирует завидный оптимизм, говоря о будущем. 28 февраля в интервью телеканалу "Россия-24" советник президента Турции Ильнур Чевик заявил, что в перспективе возможно даже заключение соглашения о зоне свободной торговли с Россией. По его словам, это "лишь вопрос времени и соблюдения формальностей". "Никаких трудностей экономического или политического характера здесь нет", - заверил он.
В российском экспертном сообществе полагают, что трудности все же будут. "О зоне свободной торговли надо договариваться с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Насколько я знаю, Казахстан активно поддерживает эту тему. Но что скажет Белоруссия? В последнее время по некоторым вопросам с ней возникают разногласия. И главное, что скажет Армения? Это очень непростая история", - подвел итог Георгий Петров.