"Голливуд Гитлера": какое кино снимали в "третьем рейхе"
Кино было важнейшим из искусств для нацистов. Рюдигер Зухсланд исследует кинонаследие "третьего рейха" в своем документальном фильме "Голливуд Гитлера". Интервью с автором.
Deutsche Welle: Немецкие фильмы, снятые в период с 1933 по 1945 годы ассоциируются с пропагандой. Но ведь чисто пропагандистские фильмы составляли только малую часть кинопроизводства в Германии того времени, не так ли?
Кинокритик и публицист, режиссер и автор фильма "Голливуд Гитлера" Рюдигер Зухсланд
Рюдигер Зухсланд (R?diger Suchsland): Да, это так. Тем не менее, все фильмы того времени можно считать пропагандой, потому что все они были в той или иной мере политическими. Даже на творчество таких режиссеров, как Петер Певас или Хельмут Койтнер, которые не были нацистами, легла тень режима. И они тоже должны были представлять свои картины цензорам еще на стадии сценария. Йозеф Геббельс ничего не пропускал мимо своего внимания. Он видел и фильм "Под мостами" (1944) Хельмута Койтнера, в котором речь идет о сопротивлении и дезертирах. Геббельсу эта картина, кстати, понравилась. Он разбирался в кино. Фильм, однако, не был допущен к прокату. Министр народного просвещения и пропаганды "третьего рейха" понимал, что политический посыл этой ленты в тот момент был неуместен. У всех режиссеров тогда цензура была в голове. Они знали, что их фильмы будут смотреть, а им придется оправдываться. В худшем случае, последствия могли бы оказаться даже опасными для жизни. В этом смысле, все кинокартины того времени были заражены идеологией.
- Большое значение тогда отводилось развлекательному кино. Как его использовали нацисты?
- Развлекательный кинематограф национал-социалистический режим использовал в своих целях. Вообще медиа были главным средством коммуникации нацистов с населением, не парады, как это принято думать, и прочие массовые мероприятия. С помощью радио и кино нацисты несли свои идеи в народ и достигали даже людей, которые не читали газет, "Майн кампф" и подобных книг. А вот в кино они ходили смотреть фильмы со звездами.
Известно, что такие картины в Германии и Австрии смотрели и евреи, и борцы сопротивления, которые не имели ничего общего с нацистами. Предваряли киносеансы в то время идеологически окрашенная кинохроника, которую Геббельс лично принимал каждую неделю. И еще были так называемые культурные фильмы - грубые, лживые измышления под видом документального кино. Все это было нужно сначала просмотреть, чтобы увидеть своих любимых актеров, Сару Леандер или Хайнца Рюмана.
- Фильмы в гитлеровской Германии - по крайней мере, в последние годы войны - снимались целенаправленно для того, чтобы отвлечь внимание людей от проблем...
- Совершенно верно. Фильмы с самого начала снимались для того, чтобы отвлекать людей от реальности. Любопытно, что сразу же после захвата власти национал-социалистами некоторые режиссеры - кто из оппортунизма, кто по убеждению - сами бросились снимать для режима пропагандистские картины, такие как "Ханс Вестмар - один из многих" или "Квекс из гитлерюгенда". Для Геббельса они отчасти были чересчур прямолинейными. Нацисты хотели свою идеологию внедрять в умы населения незаметно, по маленьким капелькам, как лекарство, горечь которого не ощущается в малых дозах. Развлекательное кино создавало к тому же иллюзии, застилающие реальность. Хорошим примером служат фильмы с участием Марики Рекк.
- Много было и исторических лент.
- Да, это были фильмы исторические, но с плавными переходами между мечтой и реальностью, грезами, фантазиями и страхами. Настолько плавными, что трудно сказать, что происходит на экране: грезит персонаж или это реальность? Я бы даже сказал, что переход между кино и реальной жизнью тоже был плавным. Зрители, выйдя из кинотеатра, должны были видеть жизнь как своего рода продолжение кино другими средствами.
- Документальный фильм "Голливуд Гитлера" начинается с отрывка из патриотической драмы "Рассвет" (Morgenrot), съемки которой начались в 1933 еще до прихода к власти национал-социалистов. Почему это важно знать?
- Нацисты не упали с неба. То, что произошло в 1933 году, было резким, но не неожиданным переворотом. Нацисты после захвата власти не начали с нуля, они давали о себе знать и раньше, в кинематографе и обществе. Они становились все сильнее и это заметно на фильмах того времени производства студии UFA. Магната и политика Альфреда Гугенберга, который контролировал половину немецких СМИ, а также UFA, называли "денщиком Гитлера".
Подобно тому, как во время Веймарской республики был левый и коммунистический кинематограф, так было и правое, реваншистское кино, националистическое, а затем и фашистское. Фильмы о Фридрихе Великом, о подводных лодках, о заговоре социал-демократии, якобы повинной в поражении Германии в Первой мировой, являются примерами.
- Около 40 фильмов, снятых во время диктатуры нацистов в Германии с 1933 по 1945 годы, разрешено сегодня показывать только при определенных условиях. Как вы относитесь к такому частичному запрету? Не пора ли его отменить?
- Об этих лентах, конечно, я тоже хотел косвенно упомянуть в моей картине. Кстати, на эту тему несколько лет назад вышел очень хороший фильм Феликса фон Меллера "Запрещенные фильмы". Название мне, правда, не нравится потому, что из него следует, что фильмы запрещены, а это не так. Эти 40 лент можно смотреть, но только при определенных условиях. Это злые фильмы, трудные для понимания. Неподготовленный человек, посмотревший "Я обвиняю" или "Еврей Зюсс", не станет сразу нацистом. Но едва ощутимая доза зла, источаемого этими фильмами, тем не менее, опасна. Зритель даже не заметит, как он морально, политически и эстетически ступит на наклонную плоскость.
- Какие еще опасные фильмы оставила нам нацистская эпоха?
- Большей частью это откровенно пропагандистские военные грубые фильмы, которые сегодня вызывают усмешку. Не думаю, что они действительно опасны. Между тем, множество фильмов в свободном доступе - на DVD, за границей, на YouTube - являются гораздо более опасными, чем эти сорок, потому что они более тонко преподносят идеологию. На мой взгляд, такие картины, как "Занесенные следы" Файта Харлана намного хуже. Этот детектив 1938 года оправдывает донос и полицейский контроль, диктаторский контроль, а также воспитывает в зрителе послушного верноподданного.