Гладиаторские бои, футбольные матчи и чудеса программирования: в Одессе провели фестиваль робототехники
Небольшая площадка окружена плотным кольцом детей и их родителей. На зеленом сукне в "смертельной" схватке сцепились...роботы, каждый высотой не более 30 см, но от этого бой не становится менее зрелищным.
Гладиаторы на гусеничной тяге ловко перемещаются по рингу и атакуют противника ударами вращающегося корпуса. Двое мальчишек лихорадочно нажимают кнопки радиопультов, в то время как их родители скандируют подбадривающие кричалки. В конце концов одному из роботов удается прижать противника к ограждению ринга и провести бросок. Рефери отсчитывает 10 секунд, засчитывает нокаут и отец победителя, мальчугана лет семи, подхватывает свое чадо на руки.
Чуть поодаль проходит футбольный матч, где игроками также служат механизмы, похожие на бульдозеры. Эмоции и накал страстей здесь не уступает атмосфере, царящей на "Черноморце" во время домашней игры наших "моряков".
Все это - не кадры из фантастического блокбастера, а Второй городской фестиваль робототехники "Kids&RobotsFestival", прошедший в минувшее воскресенье в одесском Музее интересной науки.
Ни для кого не секрет, что автоматизированные помощники уже давно входят в нашу повседневную жизнь. Роботы-пылесосы, бытовая техника, управляемая через приложения на смартфоне, умные игрушки - уже вчерашний день. Создать своего робота теперь можно просто купив в магазине конструктор, или заказав соответствующие детали в интернете. Но одно дело просто управлять роботом, и совсем другое - заставить его действовать самостоятельно. Об это не понаслышке знают участники олимпиады по робототехнике LegoMindstorm, проходящей в рамках фестиваля.
"Робофутбол и гладиаторские бои - это просто игрушка, как машинка на радиоуправлении. Развлечение, не более. - поясняет один из организаторов фестиваля Андрей Сивенко. - Гораздо интересней, когда обычный конструктор, благодаря специальным узлам превращается в полноценного робота, способного выполнять команды и вести себя самостоятельно в рамках заданной программы".
На олимпиаде юные конструкторы должны в течение получаса собрать и запрограммировать робота, отвечающего условиям конкурса. Победителей определяли в двух дисциплинах: "робосумо" и "танки-банки".
"Нужно создать робота, который будет ориентироваться на поле за счет любых датчиков. Неважно, будет ли это датчик освещенности, цвета, гироскоп или компас, - говорит судья соревнований, студент Политеха Артем. - После того, как эти роботы находят друг друга на ринге, каждый начинает самостоятельно выталкивать врага за его пределы. Задача ребенка: сделать быстрого и мощного робота, который будет иметь хорошее сцепление с поверхностью и быстро находить противника".
В "танках-банках" - все еще интереснее. С виду обычная пластмассовая игрушка должна уметь ориентироваться в пространстве, уходить от препятствий, видеть предметы, различать их цвета и аккуратно расставлять. И все это без каких-либо пультов управления, только следуя заложенной программе.
По словам Андрея Сивенко, за полтора года практически любой ребенок может достигнуть уровня, позволяющего участвовать в соревнованиях: "Если вашему ребенку это интересно, он склонен к инженерии и программированию, то начинать нужно в 6 лет. Благодаря разработанной системе обучения, уже к 8 годам можно пробовать свои силы на подобных соревнованиях".
Одесский фестиваль проходил всего один день. Теперь победители соревнований будут готовится к всеукраинской олимпиаде.
Автор - Александр Гиманов