Необходима помощь матери-одиночке из Донецка
Волонтеры из команды Медиа-инициативы просят помочь матери-одиночке из Донецка. Маме и дочке необходимы одежда, обувь, бытовая химия и продукты питания.
Нейрофизиологи утверждают: счастье - физиологическая иллюзия, в которую мы впадаем на очень короткие промежутки времени. Психологи уверены, что обрести счастье можно, только став самодостаточным человеком. Переселенцы точно знают, счастье - это мир, родной дом, семья и свобода выбора. И дается эта свобода нелегко. Порой, чтобы обрести ее нужно начать все с начала, с нуля. Не бояться, не задумываться о потерях, не жить прошлым, но двигаться вперед. Как в случае матери-одночки, переселенки из Донецка Марины. Сейчас она вместе с маленькой дочерью живет в Краматорске и мечтает открыть собственный массажный кабинет.
Марина - профессиональный медик. Закончила медучилище. Получение диплома как раз совпало с оккупацией родного города.
- Дочку отправила к родителям в Угледар сразу, в мае 2014-го. Ей было почти три года. Сама осталась. Жила под обстрелами, понимала, что рискую жизнью, но нужно было получить диплом. Без диплома я не специалист, меня никто не возьмет на работу. А так как у меня ребенок и я его обеспечиваю, мне нужно было думать об этом в первую очередь. В августе получила диплом и уехала - рассказывает переселенка.
До того рокового года Марина с дочкой Катюшей жили в Донецке в доме, окна квартиры которого выходили прямо на аэропорт. Точнее, на новый терминал - тот, где так долго держали оборону украинские "киборги". Кто знаком с хронологией вооруженного конфликта, тот понимает, что значит остаться жить в этом районе и в этом теперь печально известном доме.
- Мне еще повезло, я уехала в тот момент, когда к нам во двор прилетели первые снаряды. Мы жили в однокомнатной квартире. Окна были старые деревянные. Сначала снаряды летали над домом, потом стали падать во дворе. Пластиковые окна у людей повылетали сразу. У нас старые, почему-то не разрушились - это было какое-то чудо. Родители все время звонили, говорили: отойди от окон подальше. Но куда отойдешь в одной комнате, где одно окно на всю стену? Никуда - вздыхает Марина и говорит, что прошло почти три года, а в памяти все свежо, как будто было вчера.
Мать-одиночка - особый жизненный статус. Каждый прожитый день, малейший успех ребенка - все это исключительно заслуга и победа женщины, которая стала мамой. И рассчитывать такой женщине приходится только на собственные силы. Если, например, спасать семью от войны, то нужно самой найти, на кого можно оставить дочь и самой вывезти малышку из объятого войной города. Самой разобраться, что из скромного нажитого имущества увозить и при этом не забывать, что у тебя только две руки и вывезти ты сможешь только, то, что эти руки удержат - две дорожные сумки с самым необходимым.
- Когда случается война, понимаешь, что бежать не просто некуда, еще и не за что. Потому что зарплату за май 2014-го я получила только в ноябре месяце того года. Хорошо, что у меня родители пенсионеры в Угледаре живут, к ним дочь отправила и потом сама приехала. Городок маленький. Все держится на двух шахтах. Если шахтерам не дают зарплаты, то люди сидят, ничего не имея, без куска хлеба. Устроилась в школу медсестрой. Работа на полставки, зарплата 600 гривен. На них не проживешь. Полгода в городе не было горячей воды - полгода! В 2015-ом мы собрались и уехали- вспоминает Марина.
Краматорск, в настоящее время военно-административный центр украинского Донбасса, встретил переселенок неоднозначно. По приезду нашли жилье, детский садик. Начинали в прямом смысле, с нуля.
- Люди все наживают годами, сразу ничего не бывает. Когда приезжаешь в чужой город, пытаешься освоиться, трудно бывает. Когда мы устраивались в садик в Краматорске, там не могли понять, что у меня просто нет денег купить дочке, например, такие шлепанцы, какие требовали в садике. "Купите тапочки!". Говорю: "У меня нет денег, извините. Но позже смогу что-то купить, когда заработаю". Купила, но они не подошли. Мне говорили: "Вы что тапочки не можете купить такие, как надо, в конце концов!". Мне было стыдно, что я взрослая, образованная женщина, и у меня совсем нет денег, и не могу купить такие тапочки, какие требуют - говорит переселенка.
В Краматорске Марина получила работу аниматора детских праздников. Благополучно отработала месяц, а потом и обозначилась вся неоднозначность ситуации. Во время одного из праздников девушка упала, подскользнувшись на разлитом детьми лимонаде. Сломала руку. Владелец аниматорской фирмы сразу же рассчитал переселенку, заплатив только заработанные ею тысячу гривен. От безразличия работодателя и такой несправедливости было эмоционально тяжело, обидно, говорит переселенка и добавляет, что все равно руки опускать не нужно, даже в такой неоднозначной ситуации.
Тогда Марину очень выручили местные выборы. Рассказывает, что буквально выпросила в штабе работу агитатора. С загипсованной рукой ходила по городу, агитировала за одного из кандидатов в мэры.
- Мы начинали буквально с нуля. В те дни я поняла, что нужно ценить каждый миг, потому что в одно мгновенье можно что-то или кого-то потерять. Нужно ценить, что из крана льется вода - сразу, и есть горячая вода. Нужно ценить, что есть электричество и можно зажечь свет, просто нажав переключатель. Нужно ценить тишину. Правда, пережив ад войны начинаешь ценить просто жизнь и самые простые моменты. До этого как-то не обращаешь на это внимание, все само собой разумеется - делится приобретенной жизненной философией переселенка.
После выборов Марина сумела найти работу по специальности. Устроилась в диагностическую компанию. Теперь у нее есть стабильный заработок - 1500 гривен.
В этом году переселенке из-за угледарской прописки отменили выплаты. Местные чиновники сказали, что Угледар не явлется зоной АТО. Хотя город находится в списке именно таких населенных пунктов и это утверждено Кабинетом министров Украины. Местные чиновники предложили переселенке два варианта развития событий: смириться или судиться. Первый вариант не в природе Марины. Только вот времени у женщины, самостоятельно воспитывающей ребенка, совсем нет.
- У меня прописка угледарская, и то, что ребенок родился в Донецке, и что мы жили в Донецке - все задокументировано. Но, оказалось, это не имеет значения. Работаю каждый день и для суда не смогу найти время. После работы подрабатываю массажами (имею сертификаты массажиста). Спасает только это. Потому без соцвыплат, помощи просто не прожить. 3000 гривен в месяц за квартиру нужно заплатить, что же мне еще остается? - говорит Марина.
Массажи все-таки случайный заработок. Эта работа физически затратная, значит всегда нужно быть в форме, хорошо питаться. К тому же, наличие клиентов - величина непостоянная. И переселенка мечтает открыть собственный массажный кабинет.
- Главное, что я помогаю людям. Часто ставлю людей на ноги, понимаете? Значит, нужно продолжать работать в этом направлении - уверена героиня нашего рассказа.
Ее дочери уже пять полных лет. С февраля Катя посещает Занятия Первоклассника, которые подготавливают детей к школьной программе. Она всегда помогает маме по дому. Девочка истинно творческая натура: недавно увлекалась плетением из резинок, сейчас - бисером и рисованием. Несмотря на это, ребенок любит математику и склонен к точным наукам. У малышки есть собственный пушистый подопечный - морская свинка Алиса, которая встречает Катюшу приветливым свистом и как бы "рассказывает" ей о том, чем занималась, пока девочка была в садике.
Долгое время дочка спрашивала Марину, когда же они вернутся домой. Со временем вопросы прекратились. Некуда возвращаться, говорит переселенка, да и не тот это уже город, чужой.
Сейчас мама с дочкой живут надеждой на будущее. Сводят концы с концами и верят в то, что все получится.
Семье нужна ваша помощь - у Кати нет весенней курточки и обуви (рост 128, размер одежды 34. размер обуви 30-31). Уже сейчас семья собирает все для школы (рюкзак, канцелярские принадлежности, альбомы, краски, ручки, карандаши, обложки для учебников и пр.). Сама Марина также будет благодарна, если у кого-то найдутся вещи и для нее (куртка, свитер, водолазка, джинсы) и обувь (кроссовки). Кроме того, семья нуждается в продуктах питания и бытовой химии.
Особое внимание Медиа-инициатива уделяет неполным семьям (без кормильца), неполным многодетным семьям с детьми, не достигшим 18-летнего возраста, а также людям пенсионного возраста.