Экоинспекция Киевской области против прессы - первая кровь
Вчера, 15 марта 2017 года, сотрудник экологической инспекции в Киевской области, начальник отдела экологического и радиологического контроля Божко Юрий Николаевич, пытаясь воспрепятствовать профессиональной деятельности журналиста, применил насилие в отношении сотрудника нашего издания - специального корреспондента Марины Жуковиной.
Это событие стало очередной иллюстрацией к деятельности реформированной экологической инспекции Украины. Оказалось, что государственная экологическая инспекция продолжает действовать в том же формате, в котором работала раньше. Препятствование нормальной хозяйственной деятельности бизнесменов, безосновательное затягивание оформительных процедур, протекционизм приближенных фирм - все это как нельзя лучше характеризует работу экологических инспекторов.
Предыстория вопроса такова. Наше издание на протяжении более полугода проводит журналистское расследование деятельности руководства Министерства экологии Украины и лично Остапа Семерака. Исходя из установленных нами данных, руководство министерства выстраивает коррупционную пирамиду, охватывающую сферу утилизации опасных отходов. Наиболее лакомым куском этой сферы, как выяснилось, является оказание услуг по утилизации технических масел, импортируемых на территорию Украины. Согласно Постановлению Кабинета министров Украины № 1221 от 27.12.2012 года каждый импортер перед прохождением процедуры таможенного оформления обязан заранее оплатить услуги по последующей утилизации технических масел, которые подпадают под категорию потенциально опасных отходов после их использования по назначению.
Именно за этот рынок развернулась настоящая битва. Передовым коррупционным редутом в данном случае выступают простые экологические инспектора, которые вместе с таможенниками находятся в пунктах экологического контроля на границе. Именно от печати экологического инспектора зависит прохождение или непрохождение импортированного товара в Украину. Вот здесь и кроется главная коррупционная составляющая - инспектор может поставить печать и разрешить таможенное оформление, а может отказать в проведении экологического контроля, тем самым остановив процедуру таможенного оформления.
Вчера в наше издание обратились представители компании одного из импортеров технических масел, которые сообщили, что на пункте экологического контроля «Калиновка» Васильковского района Киевской области экологическим инспектором фактически остановлен процесс таможенного оформления товара. Причина абсолютно надуманная - якобы фирма-утилизатор лишена лицензии по приказу министра экологии Семерака. Тот факт, что приказ министра обжалуется в суде и не вступил в законную силу, инспектора нисколько не смутил. В свою очередь инспектор порекомендовал заключить договор на утилизацию с другой компанией, которая, по его мнению, более подходит для прохождения процедуры.
Прибывший на пункт экологического контроля журналист выяснил, что команда о необходимости заключать договор с «более правильной» компанией-утилизатором исходит от руководителя инспектора - начальника отдела экологического и радиологического контроля Государственной экологической инспекции Киевской области Божко Юрия Николаевича. Именно этот чиновник по телефону раздавал указания инспектору ни в коем случае не начинать процедуру оформления документов.
По словам экоинспекторов, которые вынуждены выполнять откровенно коррупционные указания своего руководства, существует некий список так называемых «программных предприятий», неформальный реестр, составленный Министерством экологии. Именно в Министерстве экологии определяют, каким предприятиям инспектора должны отдавать приоритет, склоняя всех импортеров работать именно с ними.
И тут, к нашему удивлению, на арену выступила личность давно нам известная - начальник одного из отделов Минэкологии Алена Шкамардина, деятельности которой «Наблюдатель» уже неоднократно уделял внимание. Именно Шкамардина выступает главным проверяющим от Минэкологии и лично руководит проведением проверок лицензиатов, по результатам которых уже более 80 предприятий лишены лицензий.
На фото: Алена Шкамардина, деньги, цветы и зарубежные путешествия - любимые атрибуты простого государственного служащего.
Экоинспектора на пунктах экологического контроля запуганы, отказываются открыто комментировать ситуацию, но в частных беседах указывают на то, что именно сотрудник министерства Алена Шкамардина по телефону раздает указания в региональные экологические инспекции с требованием заключать договора на утилизацию при импорте технических масел. Она же выступает основным спикером на заседаниях Госрегуляторной службы Украины, куда вынуждены обращаться лишенные лицензии предприятия в попытке восстановить свои права.
Удивлению редакции не было предела. Цинизм ситуации усугубляется тем, что Национальное антикоррупционное бюро Украины уже начало досудебное расследование в отношении сотрудников Министерства экологии, Остапа Семерака и Алены Шкамардиной в частности за злоупотребление служебным полномочиями и другие коррупционные преступления. Однако это не останавливает чиновников от произвола. Вера в собственную безнаказанность остается просто несокрушимой.
Как в частной беседе сообщили экоинспектора, личной протекции Алены Шкамардиной удостоились три предприятия: одиозное предприятие, объект многочисленных расследований, компания «Тарком Экосервис», деятельность которой журналисты связывают с народным депутатом Украины от БПП Сергеем Трегубенко; таинственное предприятие, непосредственно связанное с Минэкологии «Антарес-7»; новая, никому неизвестная доселе компания - «Экоинтел», юридический адрес которой как раз находится в Киевской области - Бородянский район, село Микуличи, а непосредственно промышленная база расположена практически в заповедном городе Буча Киевской области.
Наши источники в Минэкологии на условиях конфиденциальности сообщили, что компания «Экоинтел» в ноябре 2016 года удачно прошла проверку лицензионных условий. По странному стечению обстоятельств руководила проверкой лично Алена Шкамардина. В подтверждение факта проведенной проверки Шкамардина на сайте Минприроды опубликовала фотоотчет о ее результатах, демонстрируя тем самым, что указанное предприятие имеет заявленное оборудование.
Но наш источник сообщил, что на самом деле Шкамардина лично руководила подготовкой документов этого предприятия перед получением им лицензии в Минприроде. Однако она, наверное, не обратила внимание на то, что при подготовке документов предприятие заявляло о намерениях использовать одно оборудование, на которое были получены разрешительные документы, а по факту было установлено совсем другое. Так, в заключении государственной экологической экспертизы заявлена установка по регенерации отработанных масел УВР-450, которая выглядит следующим образом (согласно данным завода производителя):
По факту же на промышленной базе предприятия, если верить фотоотчету Шкамардиной, используется совсем другое оборудование.
Как говорится, почувствуйте разницу. Шкамардина разницу не почувствовала, и проверка под ее руководством завершилась для предприятия положительно. Легализовав таким образом предприятие, Шкамардина и рекомендовала его для заключения договоров с импортерами.
Пытаясь проверить полученную информацию, наш журналист отправился лично к Божко Ю. Н. на рабочее место - в Госэкоинспекцию в Киевской области, которая находится в Голосеевском районе столицы, чтобы получить от него комментарий по поводу раздачи указаний по телефону. По прибытии оказалось, что простому гражданину практически невозможно попасть в помещение инспекции и пообщаться с чиновником, который по сути содержится на наши налоги.
Журналиста встретил неизвестный гражданин, который всячески препятствовал проходу в помещение инспекции. Только под угрозой вызова полиции нашему журналисту удалось попасть к Божко Ю. Н.
На фото: Неизвестный сотрудник экоинспекции, препятствовавший журналисту попасть в здание инспекции. Обратите внимание на выражение лица «реформированного» чиновника, встречающего непрошеного гостя.
Сам же герой сюжета оказался крайне раздражен таким непривычным для него вниманием со стороны общественности и прессы. Все попытки выяснить у него причину, по которой он продолжает пользоваться «телефонным правом», еще больше злили его, вынуждая проявлять агрессию и неприкрытую ненависть к журналисту.
На фото: Божко Ю. Н. - поза чиновника, когда он видит документы, которым не рад. Пикантность картине придает висящий за спиной чиновника портрет Президента Украины - моральный ориентир.
В порыве захлестнувших его эмоций Божко Ю. Н., препятствуя профессиональной деятельности нашего журналиста, сыпал угрозами в адрес представителя прессы, пытался вырвать телефон, на который производилась запись беседы, и при этом, применяя физическую силу, повредил руку журналисту.
Разбушевавшегося чиновника удалось приструнить только после вызова наряда патрульной полиции, который выехал на фиксацию возникшего конфликта. Пользуясь случаем, наша редакция высказывает благодарность сотрудникам патрульной полиции Голосеевского района, которые оперативно прибыли по вызову журналиста, квалифицированно оценили ситуацию и призвали чиновника к порядку.
Именно пример реформы патрульной полиции наглядно показывает, как могут работать сотрудники государственных органов, когда охрана и защита интересов общества стоит превыше всего. На этом фоне действия сотрудников экологической инспекции, уверенных в собственной безнаказанности, выглядят образчиком средневековой дикости.
Там же сотрудники полиции оформили официальное заявление от журналиста и передали материалы руководству Голосеевского районного управления Нацполиции для решения вопроса о начале досудебного расследования по статье 171 Уголовного Кодекса Украины - препятствование профессиональной деятельности журналиста.
Напомним, что эта статья УК предусматривает ответственность за воздействие на журналиста, который пытается собрать необходимую информацию. Такое противодействие может выражаться в любой форме, а в данном случае попытка вырвать телефон и причинение телесных повреждений журналисту как раз дают все основания для квалификации именно по этой статье.
Наш журналист незамедлительно обратился в лечебное учреждение для фиксации факта причинения телесных повреждений и подал официальное заявление о привлечении Божко Ю. Н. к уголовной ответственности непосредственно в дежурную часть Голосеевского райуправления Нацполиции. Теперь, согласно требованиям статьи 214 Уголовного процессуального Кодекс Украины, в течение 24 часов следователь обязан начать проведение уголовного расследования после внесения заявления в Единый реестр досудебных расследований.
Уверены, что сотрудники полиции не будут затягивать с принятием процессуального решения по заявлению нашего журналиста, так как любое противоправное воздействие на представителей прессы является особой категорией правонарушений, находящихся на контроле у руководства городской полиции.
Ранее лично министр внутренних дел Украины Арсен Аваков неоднократно заявлял о том, что любые незаконные действия в отношения сотрудников прессы будут расследованы максимально оперативно и с особым вниманием. Надеемся, что этот вопиющий факт будет детально расследован и нерадивый чиновник, который считает возможным избить и нахамить журналисту, понесет заслуженное наказание.
Также хотелось бы получить адекватную реакцию и от руководства Госэкоинспекции в Киевской области на действия своего подчиненного, который не только дискредитирует всю структуру в целом, но и подставляет свое руководство. Станет ли руководитель региональной инспекции на защиту своего подчиненного - мы узнаем немного позже.
Буквально два слова о нашем «герое». Оказалось, что Божко Юрий Николаевич - пенсионер, который продолжает состоять на государственной службе, хотя вряд ли он достиг установленного законодательством пенсионного возраста, скорее всего, получил льготную пенсию. Что характерно, начиная с 2006 года семью Божко Ю. Н. «преследует» благоденствие от территориальной громады элитного Макаровского района Киевской области. Сперва в 2006 году ему в собственность было передано 3,9 гектара земли, в 2008 году в том же районе еще 2 гектара земли и в 2010 году в том же районе он получил еще 1 гектар земли. Таким образом, только за 4 года семья Божко Ю. Н. приросла почти 6 гектарами земли в престижном районе Киевской области.
Примечательной оказалась и личность руководителя Божко Ю. Н. - Билоуса Евгения Михайловича. Этот профессиональный слуга народа уже длительное время трудится в экологической инспекции. Сначала он работал в городской экоинспекции Киева на должности первого заместителя начальника. Оттуда был рекомендован на руководящую должность в экологическую инспекцию Киевской области.
На фото: руководитель Киевской областной экологической инспекции Евгений Билоус. Поза и улыбка символизируют искренность и открытость. Руки в карманах -привычку что-то скрывать.
Пока мы не исследовали детально карьерный путь Билоуса Е. М., но, исходя из сообщений в средствах массовой информации, во времена службы в госэкоинспекции города Киева он смог на мизерную зарплату государственного служащего приобрести одних только швейцарских часов для себя и своей жены на более чем 10 тысяч долларов США.
В 2008 году он лично стал обладателем новенького люксового автомобиля Lexus ES 350, заплатив за него почти 100 тысяч долларов США, а его жена, Билоус Анна Владимировна, летом 2014 года как раз в разгар событий на востоке Украины стала обладателем 6-летнего элитного внедорожника премиум-класса Porsche Cayenne GTS.
Даже сегодня, в 2017 году, такой внедорожник на вторичном рынке стоит не менее 30 тысяч долларов США, во сколько же он обошелся в 2014 году семье Билоуса, остается только догадываться.
А больше всего нашу редакцию умилил Билоус Е. М. тем, что, зарабатывая в месяц не более 4 тысяч гривен и имея на содержании безработную жену, в январе 2016 года потратил 70 тысяч гривен на жизненно важный для его семьи предмет - персональный компьютер Apple iMac Retina 5K. Причем Евгений Михайлович мелочиться не стал - купил, как говорится, на все деньги, выбрав самую дорогую модификацию.
Хотелось бы верить, что высокое разрешение, которое демонстрируют мониторы Retina 5K, дадут возможность Евгению Билусу обратить особое внимание прессы к деятельности его подчиненных.
Наша редакция выражает крайнее возмущение действиями сотрудников экологической инспекции по отношении к журналистам, которые пытаются беспристрастно и объективно освещать деятельность чиновников. Мы предполагаем, что действия Божко Ю. Н. продиктованы не личной неприязнью непосредственно к нашему изданию, а явились следствием стресса от внезапного внимания журналистов к деятельности экоинспекции Киевской области в целом. Известно, что «рыба гниет с головы». Сопоставляя уровень жизни простых чиновников и их руководителей, можно предположить, что служить народу на руководящих должностях гораздо эффективнее, чем принимать на себя удар возмущенной ответственности и прессы.
Во время вчерашнего конфликта руководитель инспекции не захотел встретиться с нашим журналистом, попытаться урегулировать возникшую ситуацию. В том, что он был осведомлен о происходящем, мы более чем уверены. Тем не менее он не предпринял ничего для того, чтобы пояснить действия инспекции по блокированию работы одних предприятий-лицензиатов и протежированию других.
Ранее в средствах массовой информации уже появлялся материал о личности Билоуса Е. М. Мы не беремся сейчас утверждать что-либо, но, согласно ранним публикациям, журналисты, связывая деятельность Билоуса Е. М. с представителями старой власти, отмечали тот факт, что после 2014 года он не только не потерял свою должность, а наоборот, умудрился укрепить свое влияние и занять новый руководящий пост.
Мы со своей стороны предпримем все усилия, чтобы уделить особое внимание деятельности Киевской областной экологической инспекции под руководством Билоуса Е. М. Постараемся выяснить, ко всем ли предпринимателям отношение экологических инспекторов является таким пристальным, или, возможно, есть определенные фирмы в экологической сфере, которые пользуются покровительством инспекции. Мы также обязательно выясним, стоит ли за действиями Билоуса Е. М. и его подчиненных руководство Министерства экологии, на которое ссылаются сотрудники экоинспекции, учиняя террор на границе. Мы обязуемся шаг за шагом освещать действия правоохранителей по нашему заявлению о противодействии журналистам и о действиях НАБУ, которое уже занимается расследованием коррупционной схемы Министерства экологии и лично Остапа Семерака.
В следующих материалах мы уделим особое внимание персоне Билана Е. М., его подчиненного Божко Ю. Н., детально исследуем их образ жизни, адекватность их пристрастия к роскоши той заработной плате, которую они получают на государственной службе. Также мы расследуем факты «туманного» прошлого Билоуса Е. М., узнаем обстоятельства его назначения на должность, назовем имена людей, которые стоят за этим назначением, и раскроем его роль в коррупционной схеме, которая тянется на самый верх министерско-инспекторской пирамиды.