Режиссер "Viva! Самые красивые-2017" Сергей Неклева: "Viva! сделала первую "западную" красную дорожку в Украине"
В этом году режиссером-постановщиком церемонии премии "Viva! Самые красивые-2017" стал Сергей Неклева, более известный под псевдонимом Картына Неклева, - учредитель и владелец одного из наиболее креативных и успешных event-агентств страны S*EVEN, прославившегося своими ивентами как в Украине, так и за рубежом.
О взгляде на современный шоу-бизнес и фэшн-индустрию, о party времен Нерона и Леонардо да Винчи, о жизненном кредо, любимых людях и многом другом - в интервью для Viva!
- Сережа, я знаю вас давно, и всегда вы числились в моих списках как Сергей Картына. Но сделала запрос в Google и ничего не нашла.
Так и должно было случиться. В запросе нужно писать "kartyna nekleva". Думаю, это поможет.
- Что значит "Kartyna", я понимаю, а что такое "Neklevа"?
Это как раз моя фамилия, а вот с именем не сложилось. Так что те, кто меня хорошо знают, называют меня Картына.
А вообще, если честно, мне кажется странным, что кого-то реально могут интересовать люди, которые занимаются моим ремеслом. Как правило, их должен интересовать продукт. Ведь я занимаюсь тем, что пробую менять отношение людей к пространству и времени, создавая мероприятия. Конечно, иногда это звучит гораздо красивее, чем происходит на самом деле, но в этом поиске и стремлении к совершенству мы и проводим свою профессиональную жизнь.
- Какое массовое зрелище - будь то церемония "Грэмми", открытие олимпийских игр или концерт Бейонсе - вы признаете вершиной профессионализма? Что вас вдохновляет?
Есть много знаковых событий, с которыми я сверяюсь. То, что делает цирк "Дю Солей", - это всегда сочетание технологий с творчеством. Я несколько раз попадал за кулисы, смотрел, как у них все происходит. Кроме этого, я всегда слежу за значимыми профессиональными церемониями, а на некоторые даже напросился, чтобы стать частью команды, которая их проводит. Очень хотелось понять, как это работает изнутри.
Концерты - это мое хобби на протяжении десятка лет. За это время я объездил всех своих любимых артистов и самые массовые фестивали. А есть еще показы, театр, который давно уже отличается от набора артистов и костюмов с задниками из органзы, отдельные труппы с уникальными шоу, ну, и категория людей, работающая на частных клиентов. Но учиться можно тоже изучая историю. Вы не поверите, но Леонардо да Винчи отвечал за проведение мероприятий, причем делал это так, что о них даже сейчас писали бы глянцевые издания. А как умел погулять Нерон! Источники вдохновения встречаются на каждом шагу: когда-то мы сделали целую вечеринку, вдохновившись выставкой, посвященной творчеству Ельзы Скиапарелли и Миуччи Прада в Нью-Йорке. Очень советую посмотреть фильм "Ватель" с Тимом Ротом, Умой Турман и Жераром Депардье в роли Франсуа Вателя - одного из известных организаторов мероприятий. Поверьте, вы не зря потратите полтора часа времени.
- Да, я очень люблю этот фильм и тоже рекомендую нашим читателям его посмотреть. Скажите, а с чего начинался ваш творческий путь? Откуда вы родом, какое у вас образование?
Мой профессиональный путь начался с работы на радиостанции для огромного коллектива швей, которым я ставил музыку. Около тысячи девушек слушали мои треки во время того, как создавали одежду.
- Интересно, что это была за музыка? Вы пытались угодить их вкусам или прививали что-то прогрессивное. Например, своих любимых Mötley Crüe?
Это было лето 1989 года, я только окончил школу. Mötley Crüe крутить запрещали, но пару тяжелых треков я все же умудрился поставить. Я работал на радиостанции в промежутке между окончанием школы и поступлением в институт, так что сильно разогнаться мне не дали, но зато я хорошо усвоил жизненный урок популярности диджеев в большом женском коллективе. Ну, а потом я на спор решил организовать мероприятие - так началось мое знакомство с шоу-бизнесом.
А родился я в Донецке, вырос во Львове и вот уже почти 25 лет живу и работаю в Киеве. Два моих высших образования никак не связаны с шоу-бизнесом, и в моем трудовом стаже почти 10 лет работы в западных компаниях на позициях, связанных с маркетингом.
- Расскажите о своих творческих достижениях. Какими проектами вы гордитесь больше всего?
Я заплатил десятью годами работы в западных компаниях, чтобы теперь иметь возможность делать то, что мне нравится. Я больше всего горжусь тем, что мы теперь можем как команда выбирать, что именно делать. За это время мы успели поработать от Токио до Лос-Анджелеса, очень много учились, что-то создавали с нашими партнерами за рубежом. Мы напрашивались в проекты, чтобы посмотреть, как там все работает. И понимая, что и как делают за рубежом, мне бы не хотелось говорить, что я горжусь чем-то. Нашей стране всего 25 лет, думаю, нам всем есть куда расти.
- Вы много работали в фэшн-сфере. Чем вас привлекает мир моды? Считаете себя экспертом в этом вопросе?
Я бы сказал, что много работал рядом с фэшн-сферой. В какой-то момент мы стали интересоваться возможностью делать показы. Чтобы быть в материале, наша команда посетила практически все недели моды, увидела их из-за кулис. Мы побывали на массе показов, приняли участие в их организации. Ну, и после этого организовали большое количество показов в Украине: Ольга Громова, Андре Тан, Литковская, Ковальская, Подолян. Но я по-прежнему не назвал бы себя экспертом в модной сфере. Этот бизнес интересен именно тем, что в нем каждый сезон все меняется. Там нужно быть не экспертом, а либо тем, кто создает тренд, либо тем, кто умеет его монетизировать. Все остальные в этом бизнесе просто статисты с почасовой оплатой.
- К какой категории причисляете себя вы?
Я же работал рядом, так что причислю себя к тем, кто прислушивался к дизайнерам и пробовал вместе с ними что-то создавать, это многому учит.
- Чем мир моды отличается от мира шоу-бизнеса? В чем его схожесть?
Да по сути это одно и то же. Вы можете легко сложить две картинки. Помните времена Мадонны, Принса и Джексона? Тогда же вы назовете имена Стефани Сеймур, Наоми Кэмпбелл, Линды Эвангелисты и Синди Кроу-форд. А помните, кто был в хит-парадах четыре года назад, а три фамилии моделей того времени? Нет? Этот мир стал в разы быстрее. Мы слушаем синглы, мало кто ждет альбом любимого исполнителя пару лет, как это было раньше. Такая же ситуация и с модой. Девушки-модели появляются и исчезают. Ну и вся эта история с пятнашками между брендами и дизайнерами. Кто мог подумать, что Джон Гальяно будет креативным директором в Мейсон Марджела? А ведь я могу привести примеры и более странные.
- Как звучит ваша самая большая претензия к современному миру?
У меня к современному миру сплошная благодарность. Сейчас время, когда "мусор" настолько очевиден, что ты не можешь позволить себе даже держать его в руках. Я очень люблю нынешнюю скорость. Пожалуй, единст-венное, что мне не очень нравится, - постоянная угроза перестать быть актуальным. Но это заставляет просыпаться по утрам и постоянно чему-то учиться. Во всем остальном мир прекрасен.
- Никогда не опускались руки?
Есть очень неплохой фильм - "Клубная мания". Не скажу дословно, но там звучит крутая фраза: "Если тебе достался от жизни горб, просто посыпь его блестками и иди танцевать". Сейчас, когда вам кажется, что стало тяжело, есть масса способов ударить себя по щекам и посмотреть на тех, кому действительно нелегко. Реальность может оказаться гораздо хуже того, что сейчас вас окружает.
- Вы счастливчик?
Безусловно. Я застал СССР, Перестройку, независимость страны. Сейчас я участник процесса формирования национальной идентичности. Я уверен, что когда-то это будет либо историей великой победы, либо великой ошибки. Но в любом случае мы живем в такое время, когда открываются возможности. Вопрос в том, готов ли ты к ним. А проблемы со счастьем начинаются в момент, когда запросы людей превышают отдачу.
- Какими красками вы бы описали мир, в котором живете?
Мы сами его раскрашиваем. Так что все зависит от личного умения. Мой мир все еще далек от идеального. Так что мне есть над чем трудиться.
- Кто ваши друзья, любимые люди?
Любимый человек у меня один. А вот дружить, если честно, я умею плохо. Так сложилось, что я весьма самодостаточен и могу неограниченное количество времени проводить в одиночестве. Вот сейчас мне повезло с любимой девушкой, она как-то умеет находить баланс между общим и личным. Так что это полностью ее заслуга.
- Есть вещь, которую вы боитесь потерять?
Время. Но даже боязнь этой потери со временем притупляется. Вы знаете, что по легенде Бог дает человеку минуту перед смертью, чтобы перед его глазами пробежали лучшие моменты жизни. Вот я бы хотел, чтобы Богу пришлось дать мне полчаса.
- Какие расхожие фразы, типа "жизнь коротка и нужно спешить жить", "не имей сто рублей, а имей сто друзей", "улыбка украшает человека" - не кажутся вам сегодня такими уж банальными?
У меня есть любимая фраза из рассказа Чехова "В вагоне": "Вот не нужно быть никогда дураком!" С каждым годом она играет все новыми красками.
- Можете сформулировать свое творческое кредо?
Вы знаете, самое большое заблуждение, что люди, которые работают в индустрии праздников, обязаны быть какими-то уникальными. Творчество - это ведь не профессия. Я знаю огромное количество творческих людей среди математиков: посмотрите на то, что делает Boston Dynamics в робототехнике или ребята, занимающиеся программированием. Я жду, когда мою профессию заменит ЭПС-приложение в телефоне. Ведь это давно весьма прагматичный бизнес. Безусловно, мы очень сильно влияем на то, что происходит, но творческая составляющая в нашей профессии слишком переоценена. Этим, как правило, пытаются прикрыть отсутствие знаний. Но умение собирать смыслы из массы разрозненных элементов, наверное, самое важное умение.
- В творчестве важны ограничения?
Давайте сразу отделим творчество от работы. Если вы собрались творить, то единственным ограничением будет ваша фантазия и законодательство страны, в которой вы творите. Если мы говорим о работе, то здесь, безусловно, будут задачи клиента, ну и в большинстве случаев финансовые ограничения. Кто-то видит в этом помехи, а мне кажется, что главное - уметь соизмерять возможности с желаниями, и тогда можно творить даже в рамках ограниченных бюджетов и времени. Мне, конечно, больше нравится первый вариант, но вы же понимаете, это уже чистое искусство, а я для него, вероятно, недостаточно талантлив.
- Были проекты, за которые вы не брались, и если да, то по какой причине?
Мы изначально не занимаемся празднованием Нового года, дней рождения и свадеб. Конечно, случались исключения, но они в рамках статистической погрешности, так что фраза актуальна. Причина весьма банальна. Лично я преклоняюсь перед людьми, занимающимися свадьбами. Вы можете себе представить работу, когда жених хочет одного, невеста - другого, родители - чтобы не хуже, чем у людей, а платит за все дядя, уехавший 20 лет назад в Канаду, но любящий своего родственника. Мы стараемся беречь себя от таких романтических треугольников.
- В этом году вы выступили режиссером-постановщиком самого амбициозного и масштабного проекта в отечественном шоу-бизнесе - церемонии премии "Viva! Самые красивые". С какими сложностями столкнулись в работе?
Да вроде не сталкивались. Я так понимаю, что мы и нужны для того, чтобы сложностей не было. Хотя вы же сами знаете: в таких проектах бывает масса веселого. Вот на последней церемонии "Грэмми" Адель перепевала песню, и я очень надеюсь, что это был режиссерский ход. Ну, или забыли включить микрофон Хэтфилду в дуэте с Леди Гага.
- Что для вас стало бонусом в этой работе?
Лично меня Viva! привлекла тем, что сделала в этой стране первую красную дорожку, максимально приближенную к западным стандартам. Видно было: тут понимали, что делают. И в то время это очень сильно отличалось от общепринятого у нас стандарта, а я всегда радуюсь, когда у нас появляется что-то верно собранное. Так что приятно будет поработать в вашей команде.
- В чем ваша конечная цель: войти в историю, сделать качественный продукт и удовлетворить творческие амбиции, заработать денег?
Ну, я не очень люблю конечные цели. На самом деле, я сразу после школы понял, чем буду заниматься, поэтому мне очень комфортно в моей профессии. И нужно отдать должное: эта индустрия не стоит на месте. Так что мне еще есть чему учиться и куда развиваться, а значит, конечная цель пока не видна. Думаю, что в тот момент, когда я осознаю, в чем моя конечная цель, пора будет заняться чем-то другим.
- Вам бы хотелось попасть в номинацию "Самые красивые"? И если да, то как бы вы кратко описали, за что именно вас можно номинировать?
Я помню эту фразу из фильма "Адвокат дьявола": "Тщеславие - мой самый любимый грех". Но пока я не очень понимаю, с чего бы мне захотелось стать самым красивым. Несмотря на то, что я знаю: номинация - это не только физическая красота, думаю, мне пока нечем блеснуть публично. Я очень надеюсь, что наша страна всегда будет богата на таланты, и мы не дойдем до ситуации, когда публичными будут становиться люди из моего цеха.
Татьяна Витязь