"Черные крысы": во Франции вышло скандальное расследование о Ле Пен
Во Франции 15 марта вышла книга "Марин обо всем в курсе", в которой расследуются темные дела и опасные связи праворадикального Национального фронта, лидером которого является кандидат в президенты Марин Ле Пен.
Авторы книги - журналисты Марин Тюрки (агентство Mediapart) и Матиас Десталь (журнал Marianne). За несколько лет они собрали огромное количество компрометирующих документов и свидетельств, многие из которых предаются огласке впервые. Главные результаты расследования опубликовало Радио Свобода со ссылкой на канал France 2.
Приводим текст статьи полностью:
Избирательная кампания НФ уже была подпорчена множеством судебных дел, заведенных против партии. Среди них и дело о фиктивном трудоустройстве помощников депутатов партии в Европарламенте, и подозрения в мошенничестве и организации незаконных финансовых схем при ведении предвыборных кампаний, и более давнее дело о сокрытии личных счетов основателем партии, отцом нынешнего кандидата в президенты Жаном-Мари Ле Пеном, а также о занижении им стоимости недвижимости с целью уклонения от уплаты налога.
Девиз Национального фронта - "С высоко поднятой головой и чистыми руками" - звучит сейчас особенно смешно, написала в феврале газета Canard Enchaîné, прославившаяся разоблачениями ряда политиков. Ведь НФ - это партия, к которой у правосудия накопилось куда больше претензий, чем ко всем остальным. Марин Ле Пен, которая систематически отметает все обвинения и заявляет о своей непричастности к каким-либо махинациям, хорошо осведомлена о финансовых делах партии, управление которыми она доверила группе весьма опасных дельцов с подозрительными - даже по меркам НФ - политическими пристрастиями.
Стратегия "обеления" этой ультраправой партии, искусно ведущаяся Марин Ле Пен и ее заместителем Флорианом Филиппо, получившая во Франции название "дедьяволизации" (dédiabolisation), ставит целью отказ от ксенофобии, расизма, гомофобии, неонацизма и антисемитизма (на которых, во многом, изначально и выстраивалась идеология НФ) и превращение его в "нормальную" суверенистскую партию, "защищающую интересы французского народа". Для этого из программы партии были исключены самые радикальные положения и сменено руководство - вместо "отца-основателя" Жана-Мари Ле Пена НФ в 2011 году возглавила его младшая дочь Марин. Заключительным аккордом стратегии "обеления" стало исключение Жана-Мари из партии в 2015 году - после его очередных антисемитских заявлений. "С болью в сердце мне пришлось пойти на это, чтобы не дать ему расколоть партию. Несмотря на все почтение к нему, мы не можем вести политическую деятельность вместе", - заявила тогда Марин.
Для многих наблюдателей и избирателей все эти действия и смена политического лексикона стали доказательством того, что НФ действительно изменился. По-прежнему выступая против иммиграции, партия перестала использовать ксенофобскую риторику. Регулярно выступая в защиту еврейских общин и политики Израиля, Ле Пен смогла привлечь на свою сторону множество французских евреев, которые видят в ней защиту от исламистского антисемитизма и антисионизма. Даже тот факт, что вице-президент Национального фронта и главный архитектор стратегии "обеления" Флориан Филиппо - открытый гей, стал для многих французов доказательством явной эволюции партии, ставшей более прогрессистской.
Однако ключевую роль в управлении Национальным фронтом и его финансами продолжают играть люди с весьма сомнительной репутацией. Это давние друзья Марин Ле Пен, вышедшие из молодежной ультраправой группировки "Группа Союз обороны" (Groupe Union Défense, GUD), возникшей в 1968 году в Университете Пантеон-Ассас. Во главе их стоит Фредерик Шатийон, однокашник Ле Пен, подружившийся с ней в Ассас и ставший одним из ее главных помощников. Шатийон предпочитает держаться подальше от СМИ, но ему не удалось остаться в тени после того, как его компания RIWAL стала в 2014 главным обвиняемым в деле о финансовых махинациях и незаконном финансировании различных избирательных кампаний НФ.
Экслюзивный поставщик пиар-услуг партии, компания RIWAL, наравне с микропартией Jeanne, возглавляемой другим бывшим участником GUD, ближайшим партнером Шатийона и ныне региональным депутатом от Национального фронта Акселем Лусто, обвиняются правосудием в завышении стоимости агитпакетов для депутатов, нелегальных кредитных схемах и других финансовых преступлениях. Как полагают cледователи, партия Ле Пен создала c помощью RIWAL такую схему финансирования своих предвыборных кампаний, которая позволила Национальному фронту получать максимальные компенсации из госбюджета (во Франции государство возмещает предвыборные расходы кандидатам, набравшим на выборах не менее 5% голосов). Предвыборные расходы намеренно завышались с целью обогащения партии за счет государства. По подозрениям следствия, RIWAL выполняла роль черной кассы партии. Выстраивать финансовые схемы и отмывать деньги Шатийону, как утверждается в книге, помогают его единомышленники из GUD: главный бухгалтер партии Николя Кроше и налоговый советник Филипп Пенанк, "ангел-хранитель" и "серый кардинал" Марин Ле Пен, а также - пикантный факт - приятель бывшего министра в правительстве социалистов Жерома Каюзака, которому он помогал в открытии его первого счета в Швейцарии. (Из-за сокрытия информации об этих счетах Каюзак со скандалом вылетел из правительства в 2013 году).
Общественность, да и многих однопартийцев Марин Ле Пен, беспокоит не только финансовая роль тех, кого называют GUD Сonnexion или "черные крысы" (символ GUD). В годы активизма в рядах GUD и впоследствии Шатийон и Лусто были замечены в многочисленных драках, расистcких выходках и откровенно неонацистских симпатиях. По данным авторов книги, нравы ближайшего окружения Ле Пен мало изменились. Эти люди по-прежнему любят отмечать день рождения Гитлера, которого между собой они именуют "дядюшкой", используют нацистскую символику и приветствия, отпускают - в том числе через подставные аккаунты в фейсбуке - шуточки насчет миллионов евреев, погибших в газовых камерах, и поддерживают отрицателей Холокоста и антисемитов.
Возникает вопрос: почему лидер Национального фронта держит при себе столь компрометирующих людей, которые вызывают отторжение даже у многих однопартийцев? Говорит представитель "старых фронтистов" Роже Олендр: "Я, конечно, правый и, может, даже ультраправый, но я никогда не был гитлеровцем. Эти ребята точно правее нас". Разделяет его недоумение бывший казначей Ле Пена-старшего Жан-Пьер Рево: "Марин выгнала отца за его слова о том, что Петэн не был предателем, а эту шайку продолжает держать при себе". А вот что заявляет евродепутат и бывший советник Марин Ле Пен по международным вопросам Аймерик Шопрад, вышедший из партии в 2015 году: "Когда я пришел в партию, мне объяснили что эти люди - лучшие друзья Марин, что они любят повеселиться вместе. Но постепенно я стал отдавать себе отчет во влиянии, которое они на нее имеют. Это не просто друзья. Она не делает ничего без них, и она ничего не сделает против них. И это, разумеется, очень проблематично. Нет никаких оснований, чтобы эта группа сошла со сцены: если Марин придет к власти - она всем будет обязана им. Они вершат финансами, они хранят все ее секреты. Марин не свободна, она - заложница этих людей. Если она победит, эти люди будут во власти", - убежден Шопрад. В одном из редчайших комментариев, данных самой Ле Пен на этот счет, она коротко заявила: "Фредерик Шатийон не нацист. Вокруг меня нет нацистов. Это мой друг". Об "искренней нерушимой дружбе", связывающей Марин с Шатийоном и группой GUD, говорит и бывшая жена Шатийона Мари д’Эрбе: "Марин была крайне признательна ребятам из GUD, защищавшим ее в студенческие годы от нападок однокашников, не дававших ей проходу из-за ее отца".
Влиянием Шатийона объясняют авторы и некоторые международные позиции Национального фронта. Ярый защитник режима Асада, с которым он поддерживает многолетние связи, Шатийон навязал Ле Пен свои взгляды. С его легкой руки глава НФ видит в президенте Сирии Башаре Асаде "единственную возможность дать отпор исламизму". Эта позиция удобна еще и потому, что совпадает с позицией Владимира Путина, главного международного союзника Национального фронта. Связям с Россией в книге посвящена отдельная глава - под названием "Российские миллионы". О получении Национальным фронтом 9-миллионного кредита Mediapart писал еще в 2014 году, когда Первый чешско-российский банк (ПЧРБ), принадлежавший Роману Попову (который был связан с Геннадием Тимченко через компанию "Стройтрансгаз"), выделил французским националистам эту сумму.
В книге "Марин обо всем в курсе" показана вся "кухня" этого соглашения и названы имена его закулисных режиссеров. Это единоросс Александр Бабаков, советник посла России во Франции Алексей Ковальский, олигарх Константин Малофеев, и, наконец, главный посредник - евродепутат Жан-Люк Шафхойзер, получивший за свою посредническую роль хорошую сумму (официально 140 тысяч евро), которую он "забыл" задекларировать, что заставило прокуратуру начать против него расследование.
Активный лоббист интересов России в Европарламенте, Шафхойзер дважды ездил в Донбасс в 2014 и 2015 году. Как говорится в книге, оба раза участие в этих поездках принимали - не предавая это особой огласке - видные представители Национального фронта. По словам Аймерика Шопрада, эти поездки были частью финансовой сделки и условием кредита. Равно как и громкие заявления Ле Пен в поддержку Путина, признание результатов крымского референдума и обещание официально признать Крым территорией РФ в случае избрания Ле Пен на пост президента Франции. Столь открытое выражение прокремлевских симпатий заставило депутатов-социалистов поднять вопрос об открытии парламентского расследования в связи с финансированием НФ иностранной державой (по российским меркам, Национальный фронт несомненно был бы записан в иностранные агенты).
А вот поиск финансирования на Ближнем Востоке, в частности, в Объединенных Арабских Эмиратах, о котором также идет речь в расследовании (давать деньги на кампанию 2017 года Россия, судя по всему, отказалась), смущает многих активиcтов НФ. "Мы не можем критиковать политиков за получение катарских денег, а сами - просить помощи у Эмиратов, - говорит евродепутат от Национального фронта Бернар Моно. - Это ставит под вопрос наши принципы".
Но можно ли еще говорить об уважении Нацфронтом каких-либо принципов? Вот как подытоживает результаты расследования Mediapart: "Это доказательство огромной лжи и мошенничества - финансового, политического, идейного. Лжи о том, чем является партия. Лжи о том, что она делает. Трубя о своем патриотизме, независимости и национальном суверенитете, она получает финансирование из-за рубежа. Браня Брюссель и ЕС, Марин и ее однопартийцы пользуются и злоупотребляют всеми привилегиями статуса евродепутата. Говоря об обновлении НФ, она оставляет в аппарате партии отъявленных ксенофобов и антисемитов, которые к тому же являются прожженными дельцами и мошенниками".
Cейчас Марин Ле Пен больше не может, как она делала до сих пор, ссылаться на свою непричастность к нелегальной деятельности ее соратников. Ведь, как заявил Шатийон своему партнеру Лусто после открытия против них дела в прослушиваемом телефонном разговоре: "Марин обо всем в курсе. Она знает обо всем с самого начала".
Как утверждают в своем заключении Марин Тюрки и Матиас Десталь, главные враги Марин - это не ее соперники в борьбе за президентское кресло, а раздирающие партию конфликтующие стороны. Держать равновесие между сторонниками ее отца, поклонниками более консервативной, чем сама Марин, племянницы Марион Марешаль-Ле Пен, линией Флориана Филиппо и интересами GUD становится все сложнее. Рано или поздно, прогнозирует цитируемый авторами эксперт Жоэль Гомбен, партия взорвется изнутри.