ГПУ постучалась к Порошенко
Дело беглого экс-главы Минобороны Саламатина привело следователей в Администрацию президента..
Главная военная прокуратура ГПУ уже третий год расследует срыв контракта Украины с Ираком. Речь идет о наиболее крупном в истории экспорта украинского вооружения в Ирак контракте от 2009 года более чем на полмиллиарда долларов. Следователи считают, что 30 млн из них украл бывший министр обороны Дмитрий Саламатин. И нити этого дела в 2017 году привели их в Администрацию президента, где попытались помешать тому, чтобы новые факты стали достоянием общественности.
«Дело Саламатина» - пожалуй, самый громкий оружейный скандал в истории страны. В 2009 году Министерством обороны Республики Ирак и дочерним предприятием государственной компании «Укрспецэкспорт» - ГП «Специализированная внешнеторговая фирма «Прогресс» - были заключены контракты по ремонту вертолетов МИ-8Т на сумму 3,6 млн долларов США, поставку 6 самолетов АН-32Б на сумму 99 млн. долларов и поставку 420 единиц колесных бронетранспортеров БТР-4 и машин на его базе на сумму 457,5 млн долларов. По указанным контрактам «Прогресс» получил 261,85 млн долларов, после чего было изготовлено 6 самолетов АН-32Б и 128 единиц БТР-4, из которых только 88 были отправлены заказчику. В итоге контракт был сорван, поскольку в Ираке заявили о том, что продукция из Украины оказалась бракованной.
За репутационными потерями последовали и денежные. В 2014 году экс-заместитель главы концерна «Укроборонпром» Максим Глущенко заявил, что самый крупный в истории Украины контракт на поставку в Ирак БТР-4 можно было спасти, но сделать это не позволил назначенный при Януковиче министром обороны Украины Дмитрий Саламатин. По его словам, предпосылкой срыва договоренностей стало желание нажиться на сделке. Была ликвидирована «дочка» «Укрспецэкспорт», которая заключала и выполняла иракский договор. «Ее убрали, чтобы перенаправить комиссионные на другие, «свои» фирмы. Речь шла о 25% от суммы сделки», - отметил Глущенко. По данным следствия, речь идет о части из 82 млн долларов, которые менеджеры «Прогресса» потратили на оплату юридических, консультационных и других услуг компаниям-нерезидентам - Universal Investment Group (США), Jankovic & Associates. Inc. (США), Mirage Sarl (Ливан, Бейрут), AL-Jar trading FZCO (ОАЭ), Company Paragon Impex Ltd (Великобритания), Wahi AL-Abda'a Co (Ирак), Lionel Europe Corporation (Великобритания), Runestone Partners LLC (США), DinetGroupLTD (Белиз), Rawat Al-Moruge (Ирак) и Al Khairat Al Arabia Co (Ирак), которых в действительности предоставлено не было.
Это дело расследовалось несколько лет без особо значимых медийных событий, до тех пор, пока следователи не сделали крутой поворот и не приобщили к нему VIP-подозреваемого, которым стал экс-руководитель «Укроборонпрома» и бывший министр обороны времен Януковича Дмитрий Саламатин.
Впервые его фамилия засветилась в деле об иракском контракте в конце 2016 года, когда Печерский райсуд решил арестовать активы и деньги экс-министра, находившиеся на счетах в Инвестбанке. «Руководители ГК «Укрспецэкспорт» и ГК «Укроборонпром», в том числе Саламатин, в течение 2011-2013 годов, получив полномочия по контролю за выполнением внешнеэкономических контрактов, заключенных между ООО СЗТФ «Прогресс» и Министерством обороны Ирак, безосновательно перечислили нерезидентам 29,25 млн долл. США, которые в соответствии с внешнеэкономическими контрактами принадлежали ГП «Антонов», ГП «ХКБМ им. А. А. Морозова »и ГП «СЗТФ «Прогресс», - говорится в материалах прокуратуры.
По данным ГПУ, после этого масштабного «обнала» Саламатин купил в Украине квартиры, недвижимость, землю и машину Bentley Continental, поэтому сделователи потребовали арестовать данное имущество беглеца. Однако летом 2016 года Саламатин беспрепятственно продал все активы, положив деньги в Инвестбанк, счета в котором Печерский райсуд как раз и арестовал в конце 2016 года.
А на днях иракское дело получило неожиданное продолжение. Военная прокуратура потребовала предоставить ей доступ к документам, касающихся Саламатина и хранящихся в Администрации президента - данные и предоставлении ему гражданства Украины (до 2000-ых Саламатин был подданным РФ), данные о его назначениях вначале в «Укрспецэкспорт», и «Укроборонпром», а затем в Минобороны, выездах Саламатина в РФ и главное - донесениях СБУ о том, что Саламатин мог быть агентом российских спецслужб.
Несмотря на то, что Печерский суд все же дал 6 марта разрешение на ознакомление прокуроров с документами, хранящимися в Администрации президента, представитель последней в суде выступил против удовлетворения ходатайства в части «предоставления возможности изъятия вещей и документов». Мотивация подчиненных Игоря Райнина по этому поводу пока неясна, но однозначно можно сделать вывод о том, что такая позиция не приближает подготовку подозрения Саламатину. Который спустя более чем три года после своего бегства в РФ, где он поселился по соседству с бывшим руководством ФСБ в подмосковном Серебряном Бору, до сих пор не объявлен Украиной в розыск.