Новости и события » Hi-Tech » Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

В честь 20-летнего юбилея Tekken 3 редакция 4PDA поговорила о влиянии файтингов на мир боевых искусств с настоящими гуру единоборств. Нашими собеседниками стали вице-президент Российского союза каратэ, обладатель седьмого дана каратэ кекусинкай-кан Георгий Захаров (68 лет), инструктор крав-мага категории G-4 Krav Maga Global Василий Ковырев (33 года) и подающий большие надежды молодой чемпион по каратэ кекусинкай-кан Евгений Некрасов (14-летний внук Георгия Захарова). Слово специалистам.

Расскажите о себе. Как вы начали заниматься боевыми искусствами? Почему выбрали именно этот вид единоборств?

Георгий Захаров: В 1979 году я, будучи уже в сознательном 30-летнем возрасте шел мимо стадиона и увидел группу людей в кимоно, тренирующихся на открытом воздухе. Для СССР периода позднего застоя это выглядело просто гипнотически. Подошел и поинтересовался у ребят, чем они занимаются и можно ли к ним присоединиться. Оказалось, что с улицы в секцию каратэ в СССР попасть было не проще, чем заказать столик в ресторане «Метрополь» или отправиться в турпоездку по странам дальнего зарубежья. Поэтому пришлось задействовать все имеющиеся связи.

Почему именно каратэ кекусинкай-кан? Ну, вы должны понимать, что такой широкой номенклатуры единоборств, как сегодня, у ребят моего поколения просто не было. Пришлось брать то, что дают (улыбается). Впрочем, о сделанном выборе мне не пришлось пожалеть ни разу.

Георгий Захаров - вице-президент Российского союза каратэ, обладатель седьмого дана каратэ кекусинкай-кан (с внуком Евгением Некрасовым). Василий Ковырев - инструктор крав-мага категории G-4 Krav Maga Global.

Василий Ковырев: Бороться и драться любил с раннего детства. Еще со школы активно занимался дзюдо, борьбой, фехтованием. В общем, всеми активными боевыми видами спорта, секции которых находились в шаговой доступности. Уже в более сознательном возрасте открыл для себя крав-мага и понял, что этот вид боевых искусств просто не имеет аналогов и конкурентов в прикладном плане. Им и занимаюсь уже порядка десяти лет.

Евгений Некрасов: Занимаюсь каратэ с 12 лет. Почему начал так поздно при таком-то дедушке? Честно говоря, не знаю и сам. Как-то так сложилось (смеется). Впрочем, за два года уже успел пополнить копилку достижений несколькими выигранными соревнованиями и активно отрабатываю годы простоя.

Кто был вашим первым тренером? Говорят, что мастера боевых искусств первой волны учились единоборствам по гонконгским боевикам с Брюсом Ли и Джеки Чаном. Это правда?

Георгий Захаров: В общем, да. Первым моим тренером был парень с белым поясом, который знал азы восточных единоборств лишь немногим лучше своих подопечных. Сперва учились по книгам и полуподпольной самиздатовской литературе. Несколько позже, уже ближе к середине 80-х в СССР начали появляться первые видеомагнитофоны. Мы получили возможность смотреть нарезки с выступлениями мастеров каратэ и фильмы, главными героями которых были мастера боевых искусств. Однако замечу, что мы уже тогда понимали, что в фильмах представлена довольно театральная версия каратэ, имеющая мало общего с настоящим единоборством. Хотя на отдельные приемы в исполнении Брюса Ли я, не скрою, смотрел с любопытством, а кое-что могу даже повторить.

Василий Ковырев: Честно сказать, своего первого тренера я даже не помню. Заниматься единоборствами я начал в середине 90-х, а в «хорошие руки» попал лишь к середине 2000-х. В это время в России в целом и в Петербурге, где я жил, в частности, уже было достаточно много и специализированных материалов и квалифицированных тренеров с многолетним опытом. Поэтому нужды изучать единоборства по боевикам у людей уже в принципе не было.

Евгений Некрасов: Моим первым и единственным тренером был и остается мой дедушка. И странно, если было бы иначе.

Не доводилось попадать в неприятности во время гонений на каратэ в СССР и в лихие 90-е, когда организованная преступность вербовала бойцов среди спортсменов контактных единоборств?

Георгий Захаров: Бог миловал. Хорошо, что глупейший запрет на изучение каратэ в СССР действовал относительно недолго. Лихие 90-е тоже прошли меня стороной. А вот нескольких моих учеников бандитская романтика, к сожалению, не миновала. Впрочем, отсидев по десять лет, они наверняка поняли, что в свое время сделали неверный выбор. Благо, среди сотен учеников, которых я подготовил более чем за 30 лет работы тренером, «паршивых овец» можно пересчитать по пальцам одной руки.

Василий Ковырев: К счастью, во времена расцвета организованной преступности в России я был слишком юн для работы в мафии (смеется). Да и вообще, рассказы о «лихих 90-х» и «бандитском Петербурге» очень сильно преувеличены. Ни я, ни знакомые мне люди за всю жизнь никогда не сталкивались с криминалом, если только сами не искали подобных контактов и приключений на собственную пятую точку.

Когда вы начали карьеру тренера, какие причины приводили ребят к вам в секцию? Может, желание походить на персонажей любимых видеоигр? Пытались ли они подражать на тренировках героям Tekken или Mortal Kombat? Давали ли друг другу клички персонажей файтингов? Пытались ли выполнять «бруталити» и «суперприемы»?

Георгий Захаров: Основной причиной, приводившей ребят в секцию каратэ, всегда было желание научиться драться, чтобы уметь постоять за себя. Детей в основном приводят в секцию родители, а подростки начинают заниматься каратэ, сталкиваясь с суровой реальностью российских школ и спальных районов. Из сотен учеников, прошедших через мои руки, я не припомню ни одного, чьим ключевым мотивом было бы желание стать похожим на персонажа компьютерной игры. В целом, к играм я отношусь не очень-то позитивно. Считаю, что ребятам гораздо лучше выкладываться на тренировках, чем просиживать часы, уткнувшись в телевизор.

Василий Ковырев: Детей и подростков в секцию, как правило, приводят родители. Взрослые делают свой выбор более осознанно, понимая, для чего им нужны навыки рукопашного боя. Например, привыкнув получать по голове в спаррингах, человек с соответствующей подготовкой уже не растеряется, попав в неприятную ситуацию. Немаловажное значение имеют общефизическая подготовка, закладываемая на тренировках, и воспитание уверенности в себе. Ну а в целом, крав-мага - это больше наука о том, как избегать конфликтов, нежели попадать в неприятности, а затем героически их преодолевать. За годы работы инструктором крав-мага у меня был всего один ученик, которого привела в секцию любовь в видеоиграм. Правда, источником вдохновения для него послужили не герои файтингов, а Сэм Фишер в Splinter Cell: Conviction.

Хотя, постойте. Вспоминаю, что в детстве один из парней чуть постарше меня, насмотревшись фильмов и наигравшись во всякое, организовал окрестную малышню в импровизированную секцию. Мы занимались на открытом воздухе, пытались выполнять диковинные приемы, ломать дощечки и даже кирпичи. Слава Богу, для нас вся эта самодеятельность закончилась благополучно. Никто никого не убил, никто ничего не сломал. Но, как сейчас помню, было весело.

Евгений Некрасов: Могу сказать за себя и знакомых ребят, занимающихся каратэ. Ни на одного из нас файтинги не оказали никакого влияния, когда мы выбирали спортивную секцию. Несмотря на то, что играть в видеоигры мы очень любим. Дело в том, что большинство «суперприемов» в файтингах - откровенный бред, не имеющий никакого отношения к реальности. А, вот, скажем, серии комбо или связки ударов - вполне реалистичный элемент, который, при желании и умении, можно повторить.

Играете ли вы сами в игры? На каких платформах? Какие жанры предпочитаете?

Георгий Захаров: Не играю сам и вам не советую. Лучше занимайтесь настоящим спортом. Сидение перед телевизором не сделает из вас бойца.

Василий Ковырев: Изредка играю на компьютере. Titan Quest - последняя игра, которая произвела на меня впечатление. В целом, работа и тренировки оставляют на игры не так уж много времени.

Евгений Некрасов: Изредка. Школа и тренировки не позволяют с головой уходить в виртуал. Из файтингов иногда играю в Mortal Kombat на РС.

Как вы оцениваете реалистичность движений в популярных файтингах? Например, в последней серии Tekken и, скажем, в старом добром Virtua Fighter 5 - он, по мнению многих экспертов, считается одним из наиболее реалистичных файтингов в истории.

Евгений Некрасов: Что касается первого ролика, Tekken, реализм здесь присутствует только в стойке, движениях и регулярных ударах. Большинство приемов, за исключением выстрелов сгустками плазмы и прочей фантастики, в принципе, может повторить профессиональный боец. Для многих увлекающихся спортом людей это даже довольно просто. Во втором видео - Virtua Fighter 5 - практически нет ничего общего с реальностью. Например, нырять в противника головой с точки зрения тактики боя совершенно бессмысленно и глупо.

Василий Ковырев: Что ж, давайте приступим к разбору. Первое видео - Tekken. Отмечу, что общий рисунок боя здесь довольно нереалистичен из-за отсутствия партера, добиваний в нем, болевых и удушающих приемов. Если абстрагироваться от того, что перед нами видеоигра, то происходящее на экране больше похоже на спортивный поединок или тренировку с элементами спарринга по обмену ударами. Так рубиться в реальном бою категорически не рекомендуется. Отмечу высокую роль ударных комбинаций: как и в реальной жизни, победу приносят именно связки, а не одиночные выпады.

В целом же, связь файтинга с реальным поединком точно такая же, как между файтингом и кино. Желание показать красивый бой среди монументальных пейзажей или где-то в подъезде возникать не должно. Если началась реальная драка - тут не до красоты. На первое место всегда выходит эффективность. То, что происходит с людьми, желающими порисоваться перед противником в поединке, отлично иллюстрирует одно «жизненное» видео.

Отдельные технические действия в исполнении героев Tekken - например, удары ногами, руками, броски (за исключением подкидывания противника на два роста) - смотрятся хорошо и технично. Однако некоторые вещи - чистый спорт наподобие рестлинга ради очков и зрелищности. Из тех, кого видел, мне больше всех понравился одноглазый байкер. Хорошая закрытая стойка, реальные комбинации, чувство дистанции. Его противник, Фенг, показал хороший перевод в партер с проходом в ноги. Однако если бы он закончил прием добиванием, заняв выигрышную позицию, это выглядело бы куда более реалистично. Следующий оппонент нашего одноглазого героя - Клаудио, стоит, опустив руки, как будто ни разу не дрался, в результате чего прогнозируемо получает в голову. Плохая стойка - плохой конец. Практически каждый день втолковываю это своим ребятам на тренировках.

Акума и Хейхати работают в одном стиле, смотреть их поединок интересно, но, пожалуй, только знатокам, как в шахматах. В реальности такие крепыши, скорее всего, полезли бы бороться, поскольку «ударка» - явно не их конек. Кагэ-Мару из Virtua Fighter хорошо работает в ударном плане и смотрится довольно органично. Хорошо бросает через спину. А вот добивания головой в его случае - это явно лишнее. Удар головой - мощный и страшный удар, но это почти всегда удар защиты, а не нападения. Очень реально выглядят броски через падение с захватом шеи ногами.

Что касается героинь-девушек, то отмечу, что в играх, как и в жизни, им «прилетает» гораздо больнее, потому что их противники-мужчины тупо больше весят и обладают большей силой удара. Так что, девчонки, чтобы не спасовать в поединке с условно сильным полом, вам придется тренироваться с удвоенной силой. Вообще, разница в весе - это огромное преимущество даже при недостатке техники и силы. Так, в частности, если бы рестлер просто лег на Кагэ, тот тупо не смог бы вылезти из-под такой туши.

Милитари-девчонка Ванесса, похоже, решила справиться с проблемой недостатка веса и силы самым радикальным образом, компенсировав слабоватые физические кондиции огневой мощью. Впрочем, с точки зрения крав-мага, она поступает тактически грамотно, разыгрывая имеющиеся преимущества. Для военных оружие и тактика важнее навыков рукопашки.

Го похож на борца, которому не разрешают бороться: «ударка» слабая, а борьбы нет, да и стойка не для нее. Акира - такой боец из 80-х, с базой каратэ кекусинкай того времени, однако в наше время подобная работа в поединке уже не прокатит. Дюраль демонстрирует хорошую боксерскую технику, а вот в борьбе просто не знает, что делать. Схватила за ноги, раскрутила и бросила - это театрально и совсем не так больно для противника, как хотелось бы. Разве что оппонент стукнется головой при скольжении. Я бы ей посоветовал вместо таких бросков лучше нанести несколько топчущих ударов в пах. Бой бы на этом сразу закончился.

И, наконец, отмечу, что в играх, зрелищности ради, бойцы часто используют удары с разворота как руками, так и ногами. Однако в реальном бою удар с разворота - это большой риск и малые шансы на попадание. Они имеют право на жизнь и могут быть убийственно сильными, однако злоупотреблять ими все же не стоит.

Беседовал Григорий Спицын

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat - реально? Отвечают гуру боевых искусств


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх