За что боролись - на то и напоролись: Е-декларирование забрали у военных и вручили антикоррупционерам
Вероятно, ночь на 24 марта часть депутатов и многие борцы с коррупцией провели одинаково - изучая закон "О внесении изменений в ст. 3 Закона Украины "О предупреждении коррупции", принятый Верховной Радой накануне. Во время рассмотрения в зале проект был изменен. Да так, что итоговый продукт вызвал шок. Особенно у антикоррупционеров.
Что в документе?
Законопроект, внесенный президентом Украины 10 марта текущего года, имел благую цель - освободить военнослужащих, которые пребывают в зоне АТО, от заполнения е-деклараций. Как сказано в "пояснительной записке", предлагалось исключить военнослужащих рядового, старшинского и сержантского, а также младшего офицерского состава и курсантов от хлопотного дела.
С такой инициативой нельзя не согласиться. Что депутаты и сделали, быстро подготовив проект ко второму чтению. Однако на стадии подготовки появились поправки, во время рассмотрения в зале - еще дополнения и коррективы.
Итоговый документ, действительно освободив военнослужащих указанных категорий от е-декларирования, расширил перечень лиц, которые теперь обязаны задекларировать свои доходы и имущество. Речь идет о лицах, которые входят в состав набсовета госбанка, госпредприятия или госорганизации, а также в советы общественного контроля при госорганах (если они принимают участие в подготовке решений по кадровым вопросам, подготовке, мониторинге, оценке выполнения антикоррупционных программ).
Будут подавать е-декларации кандидаты в народные депутаты, в президенты, кандидаты в депутаты Верховной Рады Автономной республики Крым, областные, районные, городские, районные в городах, сельские, поселковые советы, кандидаты на должности сельских, поселковых, городских голов и старост.
Не менее существенная правка, вошедшая в закон, - обязанность подавать е-декларации распространена и на физлиц, которые являются получателями средств в рамках реализации в Украине программ технической или другой помощи в сфере противодействия коррупции. Собственно, эта правка и оказалась самой скандальной. Была еще одна - обязать делать это же и журналистов, но Татьяна Черновол ее отозвала.
На всех тех, кто внесен в перечень обязанных подавать е-декларации, распространяются и нормы об ответственности за неточности, вплоть до уголовной.
Если перефразировать, получается, что те, кто активно разоблачали реальных или потенциальных коррупционеров, теперь испытают на себе все муки е-декларирования. Срок установлен до 2018 года (в предыдущей редакции закона - до 1 апреля 2017 года). Но почему же антикоррупционеры против, если сами активно боролись за е-декларирование?
Месть антикоррупционерам и погоны на вес золота?
Закон-оборотень, как его сразу окрестили в кулуарах, вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию депутатов. Версия критиков такова: коррупционеры мстят за е-декларирование, пытаясь одновременно "утопить" тех, кто способствовал принятию мощных антикоррупционных законов.
"Это абсурд! - не скрывал своего удивления народный депутат и заместитель председателя парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Виктор Чумак (внефракционный) в беседе со 112.ua. - Логики в законе нет, он абсолютно разбалансирован, и я боюсь, что он получит вето президента. Абсолютно нелогично обязывать декларировать имущество людей, которые не получают деньги из госбюджета, кроме разве что государственных СМИ. Зачем это? Думаю, очень просто: на ошибках в декларациях ловить и давить на свободу слова. Это, в принципе, закон об иностранных агентах, который в свое время приняла РФ, задавив все общественные организации и независимые СМИ. Именно для того чтобы навесить замочки на рты и сказать об общественных активистах: вот видите, какие они деньги зарабатывают... Общественные организации поставили под контроль силовых структур. И НАПК вместо того, чтобы гоняться за коррупционерами, будет гоняться за активистами".
Возмущает собственников ГО и еще одна норма. Получатели денег доноров, по идее, это и подрядчики, и контрагенты, а значит, и они якобы должны попадать под е-декларирование. Если так будет, это может усложнить работу организаций, ведь даже поставщики расходных материалов или лекторы вынуждены будут отчитываться, что может отбить у них охоту сотрудничества с ГО. Но эта норма не уточнена, а значит, еще не факт, что третьи лица подпадут под декларирование. Хотя "зрада" уже гуляет по соцсетям.
Но есть и другие версии. Народный депутат Сергей Соболев (фракция "Батькивщины") убежден, что истинная цель законопроекта куда глубже мести борцам с коррупцией. "Этот закон нужен был только для одного - чтобы вывести из-под электронного декларирования тех, кто имеет очень серьезные проблемы с уголовным законодательством", - говорит он. Политик прогнозирует уклонение от электронного декларирования путем поступления на курсы, участия в военных мероприятиях, которые не будут иметь никакого отношения к проведению АТО. "Формально туда может попасть кто угодно. Например, вы в запасе и одновременно народный депутат. Такие депутаты не заполняют декларации. То есть будут прятаться, поскольку не прошла ключевая правка, что не только сегодняшний, но и вчерашний твой статус является ключевым, когда ты подаешь электронное декларирование".
На тот же возможный эффект указывает и председатель профильного парламентского комитета по предупреждению и противодействию коррупции Егор Соболев (фракция "Самопомочи"): "Сломали закон, который дает людям информацию поименно, кто на них обогащается. И предоставили возможность прикрываться погонами, статусом военнослужащего, сотрудника спецсвязи, чтобы не отвечать за незаконное обогащение и вранье в декларациях".
Не под запись некоторые депутаты иронизировали, что отныне погоны станут ценнее мандата, и ряды украинской армии пополнят не только боевитые, но и очень богатые.
Покажите пример - начните с себя
Сторонники закона в его итоговом виде убеждены, что критики подняли шум из-за того, что за ними грешки водятся. Так, в комментарии 112.ua народный депутат Андрей Лозовый (фракция РПЛ), отвечая на тезис об абсурде декларировать деньги от доноров, отметил: "А в чем разница? Грантоеды, которые рассказывают, какие они борцы с коррупцией, пусть покажут, сколько грантов и от кого получают. Депутаты сельсовета должны декларировать, а тот, кто получает по 10-20 тыс. долларов США от иностранцев, нет? Если они честные и открытые, должны были сделать это сами. А мы видим большую истерику от этих лиц сейчас". Аналогию с законом РФ об иностранных агентах народный депутат опровергает, поскольку "у нас никто не препятствует работать на грантах. Но нужно честно и четко показать, за что ты работал". НАПК и НАБУ он считает органами достаточно независимыми, с колоссальным кредитом доверия на данном этапе, чтобы не опасаться каких-то иных влияний.
Спокойна насчет грантовых общественных проектов и Виктория Сюмар (фракция "Народного фронта"): "На самом деле средства грантов, по сути, являются деньгами налогоплательщиков других стран. И я убеждена, что общественные организации не могут показывать какие-то злоупотребления. Это просто шаг навстречу подотчетности, прозрачности, о которых мы все говорим. То есть если нечего скрывать, то и нечего бояться в электронном декларировании. Я знаю точно, что граждане США все заполняют декларации и отчитываются перед налоговыми органами, и никто по этому поводу не говорит, что это какой-то там огромный тоталитарный шаг".
"Это вопрос однозначного применения закона для всех, - подытоживает Максим Курячий (фракция БПП) в комментарии 112.ua. - Все, чем пугают, там этого нет! Поэтому закон следует прочитать от первой буквы до последней. Если человек призывается в армию и заключает контракт, идет на восток защищать наши границы от российской агрессии, его нужно освободить. Тем более, он вернется и будет декларировать, через 90 дней". Отвечая на вопрос о погонах как прикрытии, парламентарий заметил, что "если бы все коррупционеры пошли и кровью своей реабилитировались за все, что они сделали, это также заслуживает какой-то рассудительности. Но никто не должен избегать ответственности".
Четвертую власть чуть не положили под стекло
Закон вызвал бурную реакцию не только депутатского корпуса. Ведь под е-декларирование могли попасть и журналисты (учредители и редакторы СМИ). Однако в ходе обсуждения автор правки, народный депутат Татьяна Чорновол отозвала ее, заметив, что медиапрозрачность будет урегулирована другим проектом.
Но почему норма промелькнула? И не окажется ли она в теле закона, подготовленного к подписанию? Сергей Лещенко (фракция БПП) осторожничает, советует посмотреть итоговую версию. И не зря. Ведь Сергей Соболев отметил, что версия закона, который был выставлен на голосование, существенно отличалась от той, которая рассматривалась на заседании комитета. Однако Егор Соболев, отвечая на вопрос о журналистах, отметил, что "Татьяна Черновол действительно отозвала свои поправки".
Окончательную ясность вносит Виктория Сюмар: "Журналистов не может касаться электронное декларирование, и никаких упоминаний о них в этом законе нет. Что касается собственников СМИ, то это может быть урегулировано совсем другим законом, но пока что даже проекта такого в Верховной Раде нет. Есть просто соответствующие директивы Совета Европы о прозрачности финансирования медиа, где может быть декларирование конечными бенефициарами СМИ с учетом социальной ответственности медиабизнеса".
Лилия Брудницкая
Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.