Комментарий: Израиль становится в США "яблоком раздора"
Назначение Дэвида Фридмана новым послом США в Израиле - тревожный знак. С радикалом на этом посту Вашингтон утрачивает роль посредника в конфликте на Ближнем Востоке, считает Майя Швайдер. Во время нахождения у власти предыдущих президентов США дело обстояло так: когда Сенат должен был утвердить назначение нового американского посла в Израиле, голосование становилось демонстрацией единства сенаторов независимо от их партийной принадлежности. Члены верхней палаты Конгресса собирались вместе, чтобы похлопать друг друга по плечу и совместно выразить поддержку Вашингтона израильской демократии.
США уже несколько десятилетий служат для всего мира образцом в плане оказания поддержки Израилю. В переговорах по урегулированию конфликта между израильтянами и палестинцами, который является источником всех прочих конфликтов на Ближнем Востоке, многие страны ориентируются на произраильскую политику Вашингтона.
Протесты лоббистов и сенаторов
Однако с выдвижением кандидатуры адвоката Дэвида Фридмана - сторонника жесткой политики и представителя крайне правых взглядов - который выступает в поддержку израильских поселений на палестинских территориях и до недавних пор являлся главным советником Трампа по Израилю, ситуация изменилась. Выбор нового посла редко вызывал в Сенате столь противоречивую реакцию.
Еще до предварительного утверждения кандидатуры Фридмана комитетом Сената по иностранным делам оба политических лагеря выступили против. За Фридмана проголосовал один единственный депутат от демократов. Либеральные лоббисты пытались всеми силами помешать утверждению этой кандидатуры. Их сопротивление возымело определенное действие - об этом свидетельствуют результаты голосования, когда кандидатура Фридмана была утверждена с минимальным преимуществом в 52 против 46 голосов. Но совсем предотвратить назначение Фридмана все же не удалось.
Это назначение не останется без последствий: с послом, который займет в Тель-Авиве (а, быть может, в будущем и в Иерусалиме, как того хочет Трамп) столь радикальную позицию, выражение "произраильский" обретает новый смысл.
При этом изменится и вся ближневосточная политика США в целом. Мирные переговоры с председателем Палестинской автономии Махмудом Аббасом теперь вряд ли будут возобновлены. Вместо этого премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху со своей коалицией правых сил сведет "на нет" последние зачатки дипломатического урегулирования конфликта, еще больше закрепив существующий статус-кво. Требования палестинцев будут отметены в сторону - при поддержке Фридмана и согласии на то Трампа.
США встали на сторону правых
Это означает, что Вашингтон теперь будет следовать курсу израильских правых. Израиль откажется от плана по урегулированию конфликта, предусматривающего сосуществование двух государств - израильского и палестинского, продолжит строить поселения на палестинских территориях и сохранит свое присутствие на Западном берегу реки Иордан. А в Вашингтоне будут усиленно спорить о правильности такой "произраильской" политики.
Дискуссии, предшествовавшие голосованию в Сенате, и его результаты свидетельствуют о том, что консенсус между республиканцами и демократами в вопросе Израиля распался. С Фридманом в роли посла этот раскол станет еще глубже. В то же время сложно представить какую-либо страну, которая бы могла вместо США взять на себя роль посредника на Ближнем Востоке.