Панфилов: Навальный очень удобный человек, он зеркально отображает Путина
Удобство Навального в его зеркальном отражении Путина - не хотите маленького шибздика, надоевшего за 17 лет, будет вам высокий сероглазый красавец, который, как Ельцин конца 1980-х годов, рубил с плеча и проклинал советскую коррупцию, а потом к ней прижился и молчал.
Прежде чем сесть за этот текст, я решил еще раз перепроверить свое отношение к Навальному - зашел в его блог на Твиттере и прочел: "Всем привет из Тверского суда. Настанет время, когда и мы будем их судить (только уже честно)". Очень хорошо, подумал я и написал комментарий: "Вначале честно Крым вернуть". Что началось, трудно мог раньше представить, комментарии похлеще, чем на сайте "Русская весна": "Да ты, дядя, с ума сошел, Крым уже три года как дома", "Мы его наконец вернули". Матерные примеры приводить не буду, оскорбления тоже, но в целом настроение получил.
Теперь об акциях. Политическая борьба в России напоминает любимую подворотню вождя, она личностная, индивидуальная, против конкретного "Димона" или "Вована". Последняя, она же и первая, по-настоящему политическая акция была в августе 1991 года, отчасти с политическими требованиями в 1993-м. В год развала СССР люди выходили против красных флагов, через два года - с красными флагами. Тогда три мальчика погибли в Москве, чтобы в стране больше не строили непонятный коммунизм, через два года вышли бороться с Борисом Ельциным, разрушителем, как казалось патриотам, социалистических ценностей. Тогда впервые активно проявились русские националисты.
Все последующие годы вплоть до отставки Ельцина с ним боролись не как с носителем идеологии, которой так и не появилось, а как с врагом, предателем, столько лет бывшим коммунистом и предавшим идеалы марксизма-ленинизма. Ельцину не удалось создать идеологию новой России: в декабре 1994 года он начал войну в Чечне, поэтому о демократии уже не стоило говорить - мало кто верил. И войну, скорее всего, начал не он, а его советские генералы, которые были кровными врагами Ельцина и старались делать все наперекор ему. А когда Ельцин все-таки осмелился в 1996 году остановить войну, то генералы всерьез обиделись и спустя три года подсунули ему маленького майора.
В середине 1990-х годов в России еще можно было протестовать - против войны в Чечне, против убийств политиков. Митинги или пикеты были малочисленные, пропаганда постепенно превращала чеченцев в "лица кавказской национальности" и врагов "русских", а кто врагов будет защищать? Девять ельцинских лет были настоящим застоем - Россия не шла ни вперед, ни назад, разочаровывая население, уставшее жить без вождей и царей, поскольку демократии и так не знали, да и знать не хотели.
Все политики, оказавшиеся в путинское время, пришли оттуда - из ельцинского или еще раньше из рядов строителей светлого будущего. Алексей Навальный пришел в политику в один год с Путиным - тот в 2000 году стал президентом, а Навальный вступил в партию "Яблоко". Спустя семь лет он был исключен после того, как стал требовать отставки руководства "Яблока" во главе с Григорием Явлинским. В формулировке, почему Навального исключили, было написано: "за нанесение политического ущерба партии, в частности, за националистическую деятельность".
Сейчас иногда Навальному припоминают его поддержку нападением России на Грузию в августе 2008 года и поддержку оккупации Крыма. Уже мало кто вспоминает другие интересные детали его биографии: в 2007 году Навальный стал соучредителем национал-демократического движения "Народ", из троих сопредседателей, кроме Навального, был Захар Прилепин - тот самый, который сейчас воюет на Донбассе за сепаратистов.
Навальный попал в "замечательную" компанию - Сергей Гуляев, Владимир Голышев, коммунист Петр Милосердов, лидер питерского отделения запрещенной Национал-большевистской партии Андрей Дмитриев, главный редактор "Лимонки" Алексей Волынец, писатель-нацбол Захар Прилепин, Павел Святенков, Игорь Романьков, Михаил Дорожкин, Евгений Павленко. Самый что ни на есть имперский цвет новой российской политической элиты. Участвовал в "Русских маршах", называл себя "нормальным русским националистом". В 2008 году Навальный стал одним из основателей "Русского национального движения", в которое вошли организации ДПНИ, "Великая Россия" и "Народ", заявив, что национализм должен стать стержнем политической системы России.
В 2011 году Навальный был переформатирован из националиста в официального критика партии "Единая Россия". Через два года он заявил, что хочет стать президентом России. После событий 6 мая 2012 года на Болотной площади к концу февраля 2014 года девять человек были приговорены к реальным срокам заключения, один - осужден условно, десять человек находились под арестом, еще пять - под подпиской о невыезде, один - под домашним арестом, один находится в розыске. Александр Долматов в январе 2013 года покончил с собой, получив отказ в предоставлении политического убежища. Аресты обвиняемых продолжались в 2015-м и 2016-м, но Навальный их избежал, у него уже была новая миссия - Фонд борьбы с коррупцией (ФБК).
Идея оказалась привлекательной для российской интеллигенции и людей от бизнеса: среди первых спонсоров Фонда Навального оказались публицист Дмитрий Быков и вице-президент ООО "Росгосстрах" Роман Борисович, журналист Леонид Парфенов, писатель Борис Акунин и бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, другие известные и мало известные люди. Наверное, все понимали, что коррупция - действительно проблема России, но политических лозунгов практически не было, как и не было предложений кардинально ломать систему.
В резолюции митинга "За честные выборы", проведенного в Москве 10 декабря 2011 года, говорилось про немедленное освобождение всех политзаключенных, отмену итогов сфальсифицированных выборов, отставку главы ЦИК Владимира Чурова и расследование его деятельности, регистрацию оппозиционных партий, принятие демократического законодательства о партиях и выборах, проведение новых открытых и честных выборов.
Само собой, власть требования не выполнила, авторы резолюции готовы были писать новые воззвания. На время общественно-политическая ситуация в России притихла, 11 марта 2018 года будут проведены президентские выборы, в которых Путин будет участвовать и, без сомнения, в качестве будущего победителя. Для поддержания духа справедливых выборов была создана Росгвардия, которая на акциях 26 марта показала, что она готова справиться с любым заданием. Правда, сторонников и любопытствующих, по признанию журналиста "Эхо Москвы" Владимира Варфоломеева, было примерно 60 тысяч по всей России, но Росгвардия показала, что создана отлаженная репрессивная машина, готовая справиться и с куда большим числом протестующих.
Теперь в России совсем нет действенной политической оппозиции и уже совсем нет протестного электората. Ярких политиков - кого убили, кого отпустили в ссылку. В стране образовался вакуум, который надо заполнять видимостью политической активности, чтобы и Западу иногда напоминать, что в России "есть демократия" и даже "свобода слова" в виде "Эхо Москвы" и "Новой газеты". Борьба с коррупцией - нестрашная, поскольку путинская система власти иного не подразумевает. Иногда можно провести акцию против "Димона", местоблюстителя, безобидного сонного человека, который, как Фунт у Ильфа и Петрова, "сидит при всех". Навальный не знает об активах Путина? Если не знает, то почему знает, чем обладает Медведев?
Это только в питерской подворотне было все четко - каждый знал свой угол. В нынешней путинской подворотне тоже есть отношения, но они настолько разнообразные и многоуровневые, что победить эту систему можно только кардинально - раз и навсегда. Но тогда появляется вопрос - на что рассчитана деятельность ФБК? Попробую ответить - на люмпенов, на тех мальчиков и девочек, которые видят в этом развлечение, на взрослых людей, которые ищут политическую отдушину, но по большей части на скучающих людей разного возраста, которые не нашли себя в жизни и, если не попали служить к донбасским сепаратистам или в ряды ИГИЛ, то пошли на митинг Навального. И, конечно, на большое количество "обычных россиян", которых все достало, а тут подвернулась акция.
Навальный - очень удобный персонаж, из русских националистов, что очень важно в стране со скрытым антисемитизмом, хотя если покопаться в родословной, то наверняка окажутся "хохлятские" корни. Он молодой, ему всего сорок лет, он примелькался у населения, на самом деле, по взглядам мало чем отличается от Путина - его имперские высказывания по поводу войны в Грузии и крымского "бутерброда" импонируют широкой общественности. Поэтому удобство Навального в его зеркальном отражении Путина - не хотите маленького шибздика, надоевшего за 17 лет, будет вам высокий сероглазый красавец, который, как Ельцин конца 1980-х годов, рубил с плеча и проклинал советскую коррупцию, а потом к ней прижился и молчал.
Знает ли Навальный реальную историю России? Не по советским школьным учебникам, по которым он учился, а реальную? Понимает ли он, что в России живет более 190 народов, часть из которых была ассимилирована и участвовала в появлении новой общности - "русские"? В 2010 году, по рекомендации Гарри Каспарова, Евгении Альбац, Сергея Гуриева и Олега Цывинского, Навальный проходил полугодовое обучение в Йельском университете по программе Yale World Fellows. Спустя шесть лет Каспаров заявил, что "у Навального важная роль в легитимизации Путина". Как в 2013 году он помог Сергею Собянину стать мэром Москвы, придав самим выборам демократичность выбора, так и в 2018 году Навальный просто обязан помочь Путину стать президентом на четвертый срок.
Наверное, поэтому в политической активности Навального нет той активности и агрессии, которая была присуща Борису Немцову. И уж совсем нет того ума, которым обладала Валерия Новодворская. Но у него есть важная миссия - "выпускать пар", собирать под себя активных людей, правильно направлять и вовремя вынимать из кармана дудочку. Остальное - дело техники.
Ночь на 27 марта Навальный провел, как сообщалось, в отделении полиции, днем суд определил ему меру наказания - 20 тысяч рублей, то есть 350 долларов. Смешная сумма для "оппозиционера", который "поднял на уши" несколько десятков российских городов. Позже его арестовали на 15 суток. Арест не уголовный, а административный - чтобы смог участвовать в спектакле под названием "честные выборы".
Олег Панфилов - профессор Государственного университета Илии Грузия, основатель московского Центра экстремальной журналистики.