Лауреат "Ники": Из эфира наши слова вырежут
Режиссер Алексей Красовский рассказал в интервью DW о последствиях своих высказываний на церемонии вручения кинопремии "Ника" и значимости молодежных протестов.
На церемонии вручении кинопремии "Ника" 28 марта в Москве российские режиссеры и актеры высказались об антикоррупционных митингах и политических заключенных, в том числе и об Олеге Сенцове. Лауреатом в номинации "Открытие года" стал режиссер Александр Красовский, автор фильма "Коллектор". Во время своей речи он попросил родившихся сегодня поднять руки. "26 марта за нашу и вашу свободу вышло большое количество людей. Больше тысячи людей было задержано, это в два раза больше, чем здесь в зале. Многие из них получли сроки, они встретят свои дни рождения не у себя дома", - заявил после получения награды режиссер. Алексей Красовский призвал киносообщество "использовать свою власть, чтобы что-то изменить в их судьбе".
Его поддержал Марк Захаров, а с похожими смелыми речами выступили во время получения своих наград Виталий Манский, Александр Сокуров и актриса Елена Коренева. Что побудило кинематографистов на эти высказывания?
DW: Какова была реакция зала на вашу речь о задержанных на митингах 26 марта?
Алексей Красовский: Как мне показалось, большинство поддержало. И потом другие коллеги выступали примерно с теми же посланиями друг к другу и зрителям, которые, я надеюсь, несмотря на запреты, все-таки люди увидят.
- Как вы решились на такой поступок?
- Это было спонтанно, но не скажу, что я решился именно в этот день. Это было 26 марта, на митинге. Передо мной из кафе вышли молодые люди, лет семнадцати. Возможно, они даже не знали, что сейчас происходит. Они вышли из кафе, и омоновцы одного из них схватили, причем очень жестоко и резко. Тогда я подумал, что надо уже что-то сказать по этому поводу.
- Вы не боитесь, что теперь вас могут преследовать или урезать финансирование ваших проектов?
- Начнем с того, что мой первый фильм "Коллектор" был и так урезан в бюджете. Мы снимали его без господдержки. Предполагаю, что мне будет и дальше трудно. Но у меня уже есть опыт: когда-то я делал сериал на двух актеров, мы сняли короткий метр без актеров и полный метр с одним Константином Хабенским в кадре. Поверьте, я найду способ, как рассказать историю без космических бюджетов.
- Церемонию вручения "Ники" будут показывать на федеральных телеканалах. Как вы думаете, вырежут ли ваше высказывание и слова других режиссеров?
- Режиссер этой премии, с которым мы вчера познакомились, сразу же чистосерднечно сказал, что, конечно же, все вырежут. Видимо, не только меня, но и всех, кто там был и говорил что-то неприятное для власти. Но таких было много, и мне очень интересно, как режиссер теперь выкрутится, что оставит в итоге.
- Вы думаете, что ваша речь на "Нике" способна что-либо изменить, ведь видео есть только на YouTube?
- Главным для меня было донести это до коллег, которые пока еще молчат или молчали до вчерашней церемонии. Надеюсь, что они меня услышали и что-то в них дрогнет. Я видел, что вчера уже коллективное подписывали письмо, и надеюсь, что эта акция не остановится. 26 марта вышло много молодых людей, для которых нынешняя власть не формирует повестку. Их реакция, лозунги - это все необычайно воодушевляет. Понятно, что никакого возврата назад уже не будет.
- Эти митинги - знак изменений в обществе?
- Да, конечно. Митингующие хотят равных возможностей. Во многом это была очень трогательная акция, когда молодые люди вышли за своих родителей, отчаявшихся, потерявших веру. И дети впервые вместе сражались за родителей. Мне было радостно это видеть. Есть ради кого жить, ради кого снимать кино.