Какой вес для драгоценностей оптимальный?
Эргономика должна быть эргономной. Татьяна Соловей выяснила, какой вес для драгоценностей - оптимальный.
«Это серьги из Азии. Да, 600 грамм, из бронзы. XIX век. Согласитесь, у нас, европейцев, очень скромный подход
к ювелирным изделиям», - говорит мне дилер антикварных украшений. Его специализация - затейливые крупные вещи в племенном стиле. Показывает серьезные серьги, которые не рискуешь даже представить в ухе - такие они тяжелые. «Эти украшения становятся частью тела, меняя его пропорции. Это удивительно».
Я провожу воскресенье кутюрной недели на парижском антикварном рынке, изучаю старинные украшения
и бижутерию. Чем старше вещи, тем вес внушительнее. «Они были призваны не только украшать, но и представлять род и семью. Их надевали по редкому случаю, но чаще передавали по наследству и хранили как
талисманы», - рассказывает месье в другой лавке с драгоценностями XIX века. На вопрос в моих глазах достает из-под полы удивительное колье - крупное и малоподвижное, даже царственное. Его вес - драгоценная ноша: осанка выравнивается, будто в корсете.
В XX веке подход к украшениям изменился. В штаб-квартире Chanel считают, что благодаря Великой Мадемуазель. В одежде она любила простоту и лаконичность, отсекая лишний декор. Нужную степень выразительности достигала с помощью украшений, смешивая бижутерию и ювелирный антиквариат. От украшений Коко Шанель ждала комфорта, потому ценила легкость - чтобы можно было носить сотуары по несколько штук, добавляя к ним броши, и не сгибаться под тяжестью драгоценного груза.
В новой коллекции высокого ювелирного искусства Coco Avant Chanel - стопроцентное отражение идей Коко Шанель. Знаковые сюжеты - львы, банты, камеи - и эргономика не меняются: все вещи исключительно легкие. К примеру, активно используется поделочный лунный камень, который сочетается с сапфирами и бриллиантами. Комбинируя фактуры - прозрачную и матовую, - ювелиры выигрывают в весе: удельный вес лунного камня на треть меньше, чем сапфира, потому использование крупных кабошонов не сильно влияет на вес изделия. Изящные колье-сотуары будто сплетены из тонких бриллиантовых нитей, но главное - умелая игра камнями разной огранки, формирующая графику украшения.
С тех пор как драгоценности стали носить до 5 вечера, у ювелиров прибавилось задач. Кроме мастерства и фантазии в дизайне, нужно думать об эргономике. Вопрос веса становится все более актуальным.
Линия высокого ювелирного искусства Messika Diamonds Célestes - это чистые, «умытые» бриллианты, пластичные, будто струящиеся браслеты и серьги-каффы, многоярусные ривьеры и колье-ошейники. Выдающееся асимметричное ожерелье Calypso из 293 бриллиантов грушевидной огранки общим весом 65,4 карата - очень легкое. Сделать вещи такими для Валери Мессики было делом принципа: «Мне важна изящность предмета. Мы используем металл по минимуму, камни будто парят над кожей, изделия гибкие и подстраиваются под изгибы тела».
Открытием коллекции Fleurs d’Opales Дома Chopard были не только опалы, но и металл. Чтобы уменьшить вес украшений, всю коллекцию сделали из титана: он намного легче золота. «Женщинам нравится, когда вещь кажется массивной на витрине, а на руке не чувствуется», - объясняли журналистам в штаб-квартире и предлагали тестировать кольца. Ощущения действительно удивительные: они весят меньше пластмассового кольца.
С другой стороны, чувствовать украшение приятно. Взять, к примеру, кольцо из коллекции Cactus de Cartier - то самое, которое нужно носить между пальцами. О нем невозможно забыть - не только потому, что вещь фантастически небанальная, но и потому, что кажется, будто при любом резком движении оно полетит в ближайшую витрину. Поэтому жесты становятся более плавными и мягкими - мнимый дискомфорт оказался немалым бонусом.
Харизматичные крупные драгоценности BVLGARI ощущаешь на руке. Знаменитые змеиные браслеты Serpenti в изумрудах или бриллиантах, обвивающие запястье в несколько рядов, не выглядят и не являются легчайшими безделицами. В них невозможно спешить - в них стоит позировать. В этой массивности есть порода и жизнь: украшения броски, заметны, чувственны - все в стиле римского почтенного Дома. Как-то на моих глазах одна итальянка надела сразу две змеи - ювелирные часы и браслет - и, ни к кому не обращаясь, произнесла: «Зачем размениваться на полумеры?»