Беларусь-Россия: история нефтегазового противостояния
3 апреля в Санкт-Петербурге встречаются президенты России и Беларуси. Главной темой встречи может стать нефтегазовый спор. DW об истории конфликта Москвы и Минска. В понедельник, 3 апреля, в Санкт-Петербурге пройдут переговоры президентов России и Беларуси. Пресс-служба Кремля сообщила, что во время рабочей встречи будут обсуждаться вопросы двусторонних отношений, перспективы евразийской интеграции и "некоторые актуальные международные и региональные проблемы".
Однако главной темой для Минска, по мнению наблюдателей, станет поиск выхода из конфликта с Москвой в сфере поставок российских энергоносителей. Нерешенный спор тянется более года из-за недоплаты Беларусью за поставленный в 2016 году газ и из-за ограничений на нефть, которые ввела Россия в ответ на неуплату долга. DW напоминает историю нефтегазового противостояния Минска и Москвы.
На пике противостояния
Накануне встречи президентов РФ и Беларуси, переговоры 30 марта в Москве провели премьеры Дмитрий Медведев и Андрей Кобяков. Однако эта встреча так и не привела к разрешению самого длинного конфликта союзников. В итоге российский министр энергетики Александр Новак заявил ТАСС, что "Беларусь не готова погасить долг за газ, который превышает 700 млн долларов".
Но Минск на следующий день, 31 марта, отверг наличие задолженности, а пресс-служба белорусского премьера сообщила агентству "Белта", что Беларусь продолжает настаивать на изменении приниципа ценообразования.
Белорусскую сторону перестал устраивать расчет цены на газ, которая исчислялась по формуле межправительственного соглашения 2013 года - цена для Ямало-Ненецкого округа РФ плюс транспортные расходы.
С конца 2015 года Беларусь вела переговоры с Россией, сначала о скидке в 10 долларов на 1 тысячу кубометров, а затем, чтобы стоимость газа стала исчисляться по формуле, принятой для потребителей в Евросоюзе. Это было бы выгодно для белорусов, так как газовые цены на мировом рынке снизились вместе с падением цен на нефть.
Москва решила не уступать, напомнив, что Минск сам выбрал такой способ ценообразования, а двусторонний контракт на поставки газа с расчетом цен по этой формуле подписан с 2015 по 2017 год включительно.
Ценовые разногласия
С этих ценовых разногласий и началась история "долгоиграющего" экономического конфликта. Ежегодно Беларусь закупает у России более 20 млн кубометров газа. С 1 января 2016 года Минск, не дождавшись договоренности с РФ о снижении цены, в одностороннем порядке стал платить за газ вместо 132 долларов за 1 тысячу кубометров только 107 долларов.
Вопрос о ценообразовании обсуждался в феврале 2016 года на заседании Высшего государственного совета Союзного государства в Минске, но никаких решений тогда принято не было. В марте "Газпром" подал первый судебный иск к белорусской стороне в Международный арбитражный суд при Белорусской торговой промышленной палате на сумму 125 млн долларов за недоплату газовых поставок.
В апреле 2016-го Беларусь напомнила России, что ее устроили бы равноходные цены на газ, - одинаковые для внешнего и внутреннего рынков, к которым Москва обещала перейти еще в 2015 году. Однако глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев заявил, что "это бред", и газ не может стоить "для бабульки столько же, сколько он стоит в мире".
Дело хозяйствующих субъектов
Не удалось разрешить конфликт и в мае 2016 года на межведомственной встрече глав министерств энергетики РФ и Беларуси. В июне Лукашенко вновь попытался выбить скидку на газ во время личной беседы с Путиным, приехавшим в Минск на Форум регионов Беларуси и России. Но после двухчасового разговора президент России сообщил, что "газовый спор - это дело хозяйствующих субъектов", а не руководителей государств.
А вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что недоплата за поставки газа приведет к сокращению поставок нефти в Беларусь во 2-м полугодии. Россия свою угрозу выполнила. Общий объем поставленной в 2016 году нефти на белорусские НПЗ сократился более чем на 20 процентов - с 24 до 18 млн тонн.
С июля по декабрь минувшего года, пока велись переговоры по нефтегазовому спору, обе стороны не раз сообщали, что "близки к согласованию условий поставок газа в Беларусь". Однако главным для продолжения сотрудничества Москва считает расчет по долгу, накопившемуся за время недоплаты за поставленный газ.
Россияне даже вернули обратно переведенный в ноябре белорусский аванс, настаивая на полной оплате долговой суммы, которая к февралю 2017-го выросла до 600 млн долларов.
Вся надежда на встречу с Путиным?
Сумма задолженности продолжает расти, так как Россия вместо снижения цены на газ с 1 января 2017 года повысила ее для Беларуси почти на 7 процентов - до 141 доллара за 1 тысячу кубометров.
Пока договоренности Беларуси с Россией по газовому вопросу нет, не подписан и договор об объемах российской нефти на 2017 год. Москва не исключает, что в этом году урежет их до 16 млн тонн. Утвержденный российской "Транснефтью" план на 1-й квартал почти на 1,5 млн тонн меньше, чем требуется для 100-процентной загрузки белорусских НПЗ. Это серьезный удар по прибыльности нефтепереработки, которая и так упала после снижения цен на нефть.
Эксперты в нефетегазовой сфере полагают, что в затянувшемся споре с недоплатой за российский газ Беларусь явно проигрывает. Минск скорректировал бюджет 2017 года, сократив внутренние расходы, но деньги на оплату выставленного Россией счета за газ Беларуси найти будет сложно.
РФ не дала отмашки на выдачу 3-го транша кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития, а экспортная пошлина от продажи нефтепродуктов была запланирована Беларусью на погашение внешних долгов.
Поставки же альтернативной нефти из Ирана и Азербайджана, по мнению наблюдателей, не могут конкурировать по цене с российской нефтью. Поэтому главной темой для Александра Лукашенко во время его встречи с Путиным станет поиск выхода из конфликта с Москвой в сфере поставок российских энергоносителей.