"СтопАрест": попытка помочь арестованным российским бизнесменам или пиар?
Более 5000 предпринимателей находятся в РФ за решеткой, не будучи осужденными. Для привлечения внимания к проблеме команда бизнес-омбудсмена Титова начала акцию "СтопАрест". Детали - у DW.
В начале апреля в России стартовала акция "СтопАрест": в суды массово подаются ходатайства о пересмотре меры пресечения предпринимателям, оказавшимся - вопреки закону - в заключении до вынесения приговора суда. Акция организована командой бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Через специально созданный сайт все желающие могут получить бесплатные консультации по сбору документов, образец ходатайства и другую помощь, необходимую для общения с судебными инстанциями. Как рассказали DW в пресс-службе омбудсмена, на сегодняшний день к акции примкнули уже около тысячи заявителей.
В СИЗО около 5 тысяч предпринимателей
Как сообщается на сайте уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, по официальной статистике более 5 тысяч бизнесменов в настоящее время содержатся в российских следственных изоляторах в связи с причастностью к экономическим преступлениям.
Несмотря на то, что в части 1.1. ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) сказано, что "заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности".
Тем не менее, отмечается на сайте бизнес-омбудсмена, "трактуя закон в свою пользу, правоохранители и суды игнорируют" данную норму. "К УПК сейчас относятся наплевательски", - констатировал на прошлой неделе во время посещения СИЗО N1 Москвы "Матросская тишина" уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. У него есть свои объяснения того, как именно следственным органам удается, формально не нарушая закон, обходить его.
Почему предпринимательство не дает иммунитета
По словам Бориса Титова, наибольшее число предпринимателей, направлявших ему свои жалобы в последнее время, обвиняются по ст. 159 УК РФ ("Мошенничество") - она входит в перечень статей, по которым Уголовно-процессуальный кодекс освобождает от заключения под стражу до вынесения приговора. Однако, подчеркивает омбудсмен, все чаще в придачу к этой статье предпринимателям предъявляют обвинение по ст. 210 УК РФ ("Создание преступного сообщества"). По этой статье избежать содержания в СИЗО невозможно.
Чтобы вменить человеку эту статью, зачастую "следователи начинают привлекать обвиняемыми по делу его сотрудников: бухгалтеров, заместителей, юристов и так далее", указал Титов, приведя как пример случай, когда для обвинения владельца автосалона по ст. 210 были арестованы все его сотрудники, включая водителя. "Девять человек находятся в СИЗО уже десять месяцев. Вменяемый ущерб - один миллион, а на их содержание уже потрачено пять миллионов", - отметил омбудсмен.
Руководитель движения "Русь сидящая" Ольга Романова рассказала DW и о более простых способах, позволяющих обойти УПК: "Например, говорят о том, что у предпринимателя есть загранпаспорт с открытой визой, значит, он может скрыться. Или вариант, который действует наверняка: бизнесмен объявляется в федеральный розыск, ему оформляют повестку задним числом. Человек не является к следователю, поскольку просто не может знать об этой повестке, и тогда его сажают".
Что изменит ситуацию
Организаторы "СтопАреста" полагают, что их акция "должна помочь скорейшему изменению меры пресечения для арестованных предпринимателей на более мягкую, не связанную с арестом". Эффект, по их мнению, будет достигнут благодаря тому, что суды будут завалены обилием заявлений. "Если не удовлетворять эти запросы, у судей сильно испортится статистика, и им придется что-то делать", - заявил в конце марта омбудсмен по вопросам, связанным с нарушением прав предпринимателей при применении меры пресечения и исполнении приговора Александр Хуруджи.
Ольга Романова сомневается в том, что "СтопАрест" достигнет цели: "Думать, что эта акция сработает, - это верх некомпетентности и цинизма. Предприниматели не идиоты и прекрасно знают, как подавать ходатайства. Это собственный пиар Титова, за которым, кроме этого пиара, не стоит ничего". По словам правозащитницы, повлиять на систему можно исключительно с помощью ее коренного реформирования. Начинать же следует с наказания следователей, прокуроров и судей, которые допускают нарушения.
"У нас есть статьи за вынесение заведомо неправосудного приговора, за незаконное преследование и так далее, но они не работают", - считает Романова. Причина, по ее словам, кроется в самом устройстве судебной системы в России: "Ее основная функция - обеспечивать легитимность выборов. Остальное - факультативно. Взятки, некомпетентность, аморальное поведение - все это по обоюдному согласию власти и судебной системы списывается. Действует негласный договор: мы закрываем глаза на ваши выборы, вы - на наши преступления. Вот этот договор нужно разрушить".
Влияние на бизнес-климат
В обращении организаторов "СтопАреста" подчеркивается, что содержание предпринимателей в СИЗО "вредит российской экономике, имиджу страны". Лидер "Руси сидящей" уверена, что влияние на российский бизнес-климат исчерпано, поскольку частный бизнес в России уже почти полностью уступил место государственному и окологосударственному.
Директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков полагает, что ситуация с правами предпринимателей сказывается на бизнес-климате в том плане, что люди, начиная задумываться над тем, какую карьеру выбрать, делают свой выбор не в пользу предпринимательства. "Они примеряют на себя ситуацию, при которой проблемы с правоохранительными органами коснутся их. Картина вырисовывается пугающая, и бизнес-стезю выбирают все реже, а наиболее желанной профессией становится госслужащий или силовик", - продолжил он в интервью DW, заметив, что поддерживает инициативу бизнес-обмудсмена.
Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков добавил, что, по данным опроса, проведенного центром среди 2000 представителей бизнеса, среди основных проблем они указали на госрегулирование (26%) и кадровые трудности (26%), а также проблемы с арендой (24%) и налоги (21%). "Таким образом, бизнес, скорее, волнуют проблемы ведения самого бизнеса. Хотя и условия ведения являются важными", - заключил Калмыков.