Стоил ли "Платон" свеч, или Как в РФ решают проблему плохих дорог
Система "Платон", вызвавшая среди дальнобойщиков массовые протесты, позволила отремонтировать более тысячи километров дорог в РФ. Перевешивает ли этот плюс все минусы нововведения?
15 апреля, спустя год и пять месяцев с момента запуска в России системы "Платон", ее тарифы увеличиваются на четверть - с 1,53 до 1,91 рубля за километр, проезжаемый фурой массой более 12 тонн по российским федеральным трассам. За время существования "Платона" дорожный фонд России пополнился более чем на 23 млрд рублей, заявили DW в Росавтодоре. Что удалось отремонтировать за эти деньги, а также насколько оправданно и своевременно была введена система, выясняла DW.
Состояние дорожного хозяйства
Автомобильные дороги в России подразделяются на четыре категории: федеральные, региональные и межмуниципальные, местные и частные. Ремонт первых проводится за счет денег из федерального бюджета. Как сообщили DW в пресс-службе Федерального дорожного агентства (Росавтодор), ассигнования на эти цели в последние годы растут: если в 2012 году они составляли 117 млрд рублей, то в 2016-м - 240 млрд рублей. В результате такой показатель, как "доля протяженности федеральных дорог, соответствующих нормативному состоянию", выросла с 42 процентов (2012 год) до 71 процента (2016 год).
Хуже ситуация с дорогами, которые не имеют федерального значения. По данным Росстата за 2015 год, лишь 38,1 процента региональных и межмуниципальных дорог и 55,2 процента местных соответствуют нормативам.
При этом, как заявила DW директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Татьяна Кулакова, "значение этого показателя сильно варьируется: от 1,2 процента в Ненецком автономном округе до 92,6 процента в Краснодарском крае".
Тонкости финансирования регионов
Дороги регионального и местного значения содержатся за счет региональных дорожных фондов, а также дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета. По данным директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, консолидированные расходы всех регионов РФ (включая трансферты из центра) на содержание и ремонт дорог в 2016 году составили 865 млрд рублей.
Дифференциация по регионам, по ее словам, "чудовищная". На Москву и Подмосковье приходится одна пятая всех расходов: почти 14 процентов (119 млрд рублей) - на столицу, 6,2 процента (почти 54 млрд рублей) - на Московскую область. Регионы с миллионным населением получают в среднем 5-6 млрд. Вероятно, чтобы немного сгладить ситуацию, правительство решило направить первые сборы от "Платона" не на федеральные трассы, как это было задумано, а на региональные.
Вклад "Платона"
"10,85 млрд рублей были направлены на ремонт проблемных участков в 40 городах, - сообщили в Росавтодоре. - Это позволило отремонтировать более тысячи километров дорог. К примеру, в Петрозаводске на эти средства удалось привести в порядок две трети всех улиц города. Еще 12,1 млрд рублей ушло в 19 субъектов на ремонт 24 аварийных и 7 новых мостов".
В 2017 году сборы от "Платона" будут направлены уже на федеральные дороги. Из дорожного фонда на их ремонт и развитие должно быть выделено 248 млрд рублей. По прогнозу Росавтодора, с учетом нового тарифа для перевозчиков почти 10 процентов от этой суммы обеспечит "Платон".
Иными словами, сборы, которые государство получит от этой системы в 2017 году, будут сопоставимы с уже полученными за истекшие год и пять месяцев и составят менее 25 млрд рублей. Из этой суммы следует вычесть примерно 10 млрд рублей, которые государство ежегодно выплачивает оператору "Платона" - компании "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС, на 50 процентов принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю). Остающиеся средства - это "капля в море" с учетом потребностей всей страны, считает Наталья Зубаревич.
Рациональная идея или безумие
Выделяемых на содержание дорог в России денег недостаточно, подтверждает Татьяна Кулакова. "Совокупные расходы остаются примерно в 2,5 раза ниже ассигнований, необходимых для предотвращения деградации дорожной сети", - говорит она, отмечая, что вклад тяжелых фур в наносимый дорогам урон значителен: разрушающее воздействие большегруза массой в 12 тонн "эквивалентно воздействию 90 тысяч легковых авто".
При этом, по ее словам, налоговая нагрузка, заложенная в цену топлива, в расчете на километр пробега для такого грузовика всего в 3-4 раза больше, чем у легковушки. Исходя из этого, а также успешного опыта других стран, Татьяна Кулакова признает введение "Платона" оправданным, а возникшие из-за него проблемы с поставками в магазины продукции и инфляционное давление - преувеличенными. "Вклад в рост потребительских цен не больше 0,08 процентных пункта", - утверждает она.
Наталья Зубаревич считает, что вводить "Платон" в кризис было "безумием". По ее мнению, минусов система дала гораздо больше, чем плюсов, особенно с учетом удара по самозанятым, для которых перевозки - единственный источник дохода. "Когда-то это надо было сделать, но до этого времени еще надо дожить, это не завтра и даже не послезавтра", - заявила она. Возмутительно, по словам эксперта, и то, что РТИТС получает за свои услуги от государства 10 млрд рублей в год вне зависимости от суммы собираемых средств. "Это объясняется исключительно желанием покрыть издержки людей, стоящих у трона, "порадеть родному человечку", - заключает Зубаревич.