Референдум в Турции: бизнес и политологи ФРГ разошлись в оценках
По просьбе DW немецкие эксперты оценили результаты конституционного референдума в Турции и их возможные последствия для германо-турецких отношений.Победа турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана на референдуме, в ходе которого за расширение полномочий нынешнего главы государства проголосовало чуть более 51 процента населения, мало что изменит в той политике, которую он проводил в последние несколько лет. Такое предположение высказала в интервью DW специализирующийся на Турции эксперт из Свободного университета Берлина Гюлистан Гюрбей (G?listan G?rbey).
"Эрдоган уже частично пользуется правами, которыми наделяют его поправки к конституции", - констатировала она. После подавления протестов в парке Гези в Стамбуле в 2013 году в стране происходит где-то медленное, где-то грубое "свертывание демократии", и референдум - это лишь один из многочисленных шагов в этом направлении, отметила Гюрбей.
"Неубедительный результат, несмотря на давление"
В свою очередь берлинский политолог исследовательского центра "Европейский совет по международным отношениям" (ECFR) Йозеф Яннинг (Josef Janning) указывает на то, что незначительный перевес в сторону сторонников Эрдогана на референдуме на самом деле свидетельствует о слабости "сильного человека" во главе Турции. "Даже с подавлением свободы слова, с почти полным контролем над электронными СМИ и продолжительным подогреванием настроений общественности" турецкому президенту не удалось получить убедительное "да" в ответ на свои предложения, отмечает эксперт.
По его словам, это также свидетельствует о том, насколько глубок раскол в турецком обществе. Яннинг убежден, что Турции предстоит столкнуться с периодом неопределенности, во время которого лагерь Эрдогана укрепится, а противники будут чувствовать себя обманутыми.
Европейским политикам эксперт советует хладнокровно взвесить свои интересы. Несмотря на то, что Турция сейчас дальше от вступления в ЕС, чем когда-либо, подчеркнул Яннинг, европейцы должны сохранить возможность членства в Евросоюзе для той Турции, которая когда-то хотела быть демократической.
Турки в Великобритании и США сказали Эрдогану "нет"
Только в двух западных странах, Великобритании и Соединенных Штатах, представители турецких диаспор, которые участвовали в референдуме, проголосовали против предложенных Эрдоганом конституционных изменений. Такой результат очень удивил эксперта по Ближнему Востоку и Северной Африке в Германском обществе внешней политики (DGAP) Кристиана Бракеля (Kristian Brakel). По его словам, было бы интересно понять, чем ситуация в этих двух странах отличается от того, что происходит в ключевых странах Европы, где жесткая риторика Эрдогана, похоже, возымела действие.
Так, в Германии за переход Турции к президентской республике высказались 63 процента из 650 тысяч проголосовавших турок, во Франции конституционные изменения поддержали 64,9 процента из 150 тысяч турецких избирателей, в Нидерландах - 71 процент из 116 тысяч. Бракель не исключает, что в Германии отношение к Турции может стать яблоком раздора во время предвыборной кампании накануне намеченных на сентябрь выборов в бундестаг.
"Наивные" ожидания бизнеса?
Между тем представители немецкого бизнеса в Турции надеются, что после референдума страна вернется к покою и стабильности, и не ожидают никаких негативных последствий для взаимной торговли между двумя странами. По словам члена правления Германо-турецкой внешнеторговой палаты (AHK) в Стамбуле Яна Нетера (Jan N?ther), результаты референдума соответствуют тому, чего ожидали немецкие предприятия.
При этом Нетер не стал присоединяться к звучащей в Германии критике относительно того, что после перехода Турции к президентской республике авторитаризм Эрдогана может укрепиться. Он убежден, что никакого фактического ограничения работы турецкого парламента не произойдет. В конце концов, отметил собеседник DW, во время парламентских выборов в 2019 году еще будет возможность ограничить власть президента.
Однако Йозеф Яннинг из "Европейского совета по международным отношениям" считает такую точку зрения "наивной" и в некоторой степени "недальновидной". Бизнес постоянно думает, что улучшения будут буквально за следующим поворотом, рассуждает эксперт. Однако, добавляет он, в случае с Турцией так полагать ошибочно.
"Референдум, возможно, даже приведет к насилию, поскольку существует множество отложенных и подавленных конфликтов, которые в результате оживут", - прогнозирует Яннинг. Возвращение к нормальным условиям, которого ждут представители бизнеса, исключено, уверен он: "С Турцией придется обращаться как с громоздким, неудобным, своенравным соседом, который не хочет того, чего хотим мы, но с которым мы каким-то образом должны уживаться".