Как земля в Восточной Европе стала объектом спекуляций
Концентрация земель сельскохозяйственного назначения в руках инвесторов, которые видят в земле только источник дохода, стала насущной проблемой для Европы, констатировал аграрный комитет Европарламента в конце марта.
"На фоне международного финансового кризиса 2008 года в земле увидели дешевый объект капиталовложения", - отмечает Владимир Уручев, представитель Болгарии в аграрном комитете Европарламента.
В результате концентрация земель сельскохозяйственного назначения в Центральной и Восточной Европе значительно усилилась. Низкие цены на земли сельскохозяйственного назначения в бывших коммунистических странах способствовали этому процессу, а система субсидий в рамках аграрной политики ЕС - Общей сельскохозяйственной политики - ускорила его, отмечает Уручев.
Унифицированная выплата дотаций на территории ЕС в соответствии с площадью угодий выгодна крупным предприятиям, которые делают ставку на объем и индустриализованное сельское хозяйство. Дотация составляет от 150 до 190 евро за гектар. Мелкие хозяйства только проигрывают от этой системы.
Земля как прибыльное капиталовложение
Кроме того, крупные инвесторы и финансовые спекулянты получают прибыль из региона, но не платят там никаких налогов. Они почти не заботятся об охране окружающей среды и вытесняют крестьян с их земли. "Это настоящие акулы бизнеса, которые управляют всей корпоративной сетью. Небольшая группа фирм владеет примерно двумя миллионами гектаров земли в Болгарии. Это почти половина посевной площади в стране", - говорит земельный маклер, пожелавший остаться анонимным.
За счет европейской системы дотаций эти фирмы только благодаря владению землей обеспечивают себе миллионные прибыли, отмечает Уручев.
При реформировании Общей сельскохозяйственной политики ЕС в 2013 году ограничили максимальную сумму выплат. Таким образом пытались обеспечить более справедливое распределение дотаций и стабильное развитие сельского хозяйства. Однако на практике мало что изменилось. Статистические данные из Болгарии свидетельствуют, что 25 крупнейших предприятий получили дотации и в 2015 году. Это именно те компании, которые и до реформы получали наибольшие прибыли от выплат ЕС. Крупные инвесторы также освобождены от груза кредитов, ведь в их распоряжении так много денег ЕС, что им не нужно занимать на свои расходы.
Мелкие хозяйства под давлением
Совсем по-другому складывается ситуация для мелких хозяйств. "Нас все больше вытесняют с рынка и уничтожают, потому что мы не можем конкурировать с гигантами. Кроме того, уже почти нет свободной посевной площади", - жалуется Стефан Петров, молодой фермер из региона возле Разграда на севере Болгарии. Цены на землю там невероятно возросли в последние годы, в значительной степени из-за спекулятивной скупки земель, что приводит ко все большей концентрации земли в руках небольшой группы лиц.
Похожая ситуация царит и в других регионах Европы. "Примерно три процента сельскохозяйственных предприятий в Европе контролируют около 50 процентов всей посевной площади - тенденция, которая должна измениться", - говорит Уручев.
Худшим примером концентрации земли в Восточной Европе он называет Румынию, где примерно 65 тысяч гектаров земли принадлежат одному предприятию.
По мнению президента Румынии Клауса Йоханниса, много земель сельскохозяйственного назначения также сконцентрированы в руках иностранцев. В конце прошлого года он оценил эту долю в 30 процентов и призвал к более жесткому правовому регулирования земельных отношений, хотя для иностранцев уже действуют ограничения.
Попытки противодействовать
Такие страны, как Болгария, Венгрия, Латвия и Литва пытались с помощью политики протекционизма защитить себя от распродажи земель крупным иностранным инвесторам. Однако ЕС ввел против них штрафы за ограничение свободной конкуренции. Не все считают это правильным.
"ЕС должен быть более гибким в вопросах земель сельскохозяйственного назначения, в том, что касается регулирования внутренних рынков и обеспечения свободной конкуренции, потому что мы не можем применять те же требования к земле, как к любому другому товару", - говорит представитель комитета Европарламента по вопросам сельского хозяйства и развития сельских районов Мария Гойбух. Евродепутат от Зеленых считает обязанностью ЕС разработать надежные рамки для рынков земли в государствах-членах.
В конце марта комитет внес конкретные предложения по земельному вопросу. Он требовал от стран-членов обеспечить доступ к земельным ресурсам по приемлемым ценам для малых и средних предприятий, а также для молодых фермеров.
Гойбух считает установление ограничений на покупку аграрной земли, как в Литве, легитимной мерой против роста концентрации земель в руках небольшой группы лиц. Однако она призывает к большей прозрачности при изменении владельца.
В качестве примера ограниченной прозрачности Гойбух называет случай бывшей звезды фондового рынка KTG Agrar. Речь идет о немецком предприятии, которое скупило огромные площади земель сельскохозяйственного назначения как в Западной, так и в Восточной Европе. После банкротства в прошлом году концерн перешел в руки нового инвестора, однако общины, которых это касалось, не могли повлиять на этот процесс. Такие случаи не должны стать примером для подражания, убеждена Гойбух.
Тот, кто получает прибыль в регионе и принимает решения за спинами соседей, вредит сельскому хозяйству и всей Европе", - утверждает евродепутат.