Создатель "Белого легиона": Дело о вооруженном формировании выдумано КГБ Беларуси
Создатель "Белого легиона" Сергей Числов объяснил DW ситуацию вокруг расследуемого белорусским КГБ уголовного дела о создании незаконного вооруженного формирования."Дело "Белого легиона" - так называют в Беларуси уголовное расследование КГБ о массовых беспорядках, в рамках которого арестовано более 30 человек. Это активисты "Молодого фронта", члены легально действующего бобруйского клуба "Патриот" и бывшие активисты организации "Белый легион" - военнослужащие, историки, предприниматели. Правозащитному центру "Весна" стали известны имена 16 из них, которым дополнительно предъявлены обвинения по статье 287 УК "Создание незаконного вооруженного формирования". 21 марта, еще до начала арестов, президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о задержании "пары десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием".
В интервью DW создатель "Белого легиона" Сергей Числов, который сейчас находится за пределами Беларуси, рассказал об истории организации и заявил, что уголовное дело сфабриковано КГБ. По мнению Числова, в белорусских спецслужбах действует российское лобби, заинтересованное в дискредитации тех, кто считает себя патриотами страны.
DW: Часть обвиняемых, проходящих по этому делу, были активистами "Белого легиона". Что это за организация?
Сергей Числов: Спортивно-патриотическая организация "Белый легион" действовала в Беларуси в 90-х и не существует уже более 10 лет. Сначала, в августе 1991-го, мы создали "Белорусское объединение военнослужащих". Во главе был Николай Статкевич (экс-кандидат в президенты на выборах 2010 года. - Ред.), заместителем - Виктор Шейман (с 1994 года на разных высоких постах в госструктурах. - Ред.). Я был ответственным секретарем. Это было сразу после моего возвращения в Минск после службы на российско-китайской границе и увольнения из армии. В свое время я закончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище.
Белорусская армия тогда была еще советским осколком, и мы организовали на бывшей площади Ленина, теперь площади Независимости, символическое принятие присяги на верность Беларуси офицерами запаса и действующими офицерами. Потом Статкевич ушел в политику, Шейман - в команду Лукашенко. В 1995-м мы с друзьями организовали "Белый легион". А со следующего уже начали работать.
Занимались патриотическим воспитанием, пропагандировали среди молодежи здоровый образ жизни, спорт, знание истории Беларуси, проводили военную подготовку. На каком-то этапе обеспечивали порядок во время демонстраций оппозиции. Тогда был еще жив Виктор Гончар (экс-глава Центризбиркома, пропал без вести в 1999 году. - Ред.), мы охраняли Конституционный суд и самого Гончара.
"Белый легион" не был зарегистрирован, тогда не было на этот счет ограничений в законодательстве. Жесткое противостояние с властями началось после событий 1996 года, когда депутаты Верховного Совета пытались объявить импичмент Лукашенко.
- Почему "Белый легион" прекратил свою деятельность?
- Причин много. В политику мы не лезли, не видели в оппозиции лидеров, за которыми можно было бы идти. Потом в армии прошла чистка всех, кто обозначил свою национальную позицию и показал способность самостоятельно мыслить. Какое-то время клубы "Белого легиона" еще работали во всех крупных городах. Мы готовили ребят для учебы в академиях силовых структур, находили хороших инструкторов из числа бывших офицеров. Надеялись, что государству потребуются патриоты для защиты от любого агрессора.
Но на одних лозунгах далеко не уедешь, к нам перестали приходить новые люди, отслужившие в спецподразделениях. Мы не смогли обеспечивать их работой, нас лишили возможности иметь охранные агентства. Оказалось, наши старания стране не нужны.
А когда в 2005 году были приняты поправки в Уголовный кодекс, деятельность от имени незарегистрированных организаций попала под запрет. Каждый стал искать свой способ выживания. Молодежь обзаводилась семьями, кто-то устроился на госслужбу, кто-то, как я, пошел в бизнес, а кто-то уехал служить во французский Иностранный легион.
- В фильме белорусского ТВ "Белый легион черных душ" показан целый арсенал оружия и среди прочего - брошюра с номером телефона вашей организации.
- Брошюра старая. Оружие учебное, которое используется по программе начальной военной подготовки или для страйкбола. В фильме свалили в одну кучу все, что было где-то конфисковано. Если внимательно посмотреть, там есть даже наклейки "Антимайдана".
Еще одна деталь. Боевой автомат с боевыми патронами, показанный по ТВ, был изъят из машины одного из бывших лидеров "Белого легиона" Мирослава Лозовского почему-то не в день его задержания 21 марта, а только 23-го. Получается, его забрали, машину не обыскали, а потом из брошенной на улице машины достали оружие. Адвокаты Лозовского зафиксировали этот факт.
Обратите внимание на хронологию событий. 18 марта в интернете от имени "Белого легиона" появляется листовка, призывающая к оружию. 20 марта спецслужбы запустили информацию про черный джип с вооружением, который якобы прорвался в Беларусь из Украины, хотя потом выяснилось, что джип заехал в погранзону с белорусской территории. Сведения о листовке и джипе включаются в доклад для Лукашенко. 21 марта после его заявления о боевиках, которых уже поймали, начались обыски и аресты, а 23 марта он похвастался, что научился побеждать в информационных войнах.
- Зачем понадобилось использовать название несуществующего "Белого легиона" в деле о создании незаконного вооруженного формирования?
- Это удобно. Такое чувство, что план этой спецоперации полностью разработан в КГБ. Там очень сильное российское лобби, и они взялись буквально исполнять посыл Лукашенко "выколупывать изюм из булки". Спецслужбы одним уларом дискредитируют и белорусских патриотов, и мирные протесты, чтобы протестующие оказались невольными участниками "заговора "Белого легиона".
Дело в том, что социальный контракт с обществом под названием "чарка и шкварка" закончен. Сейчас власти навязывают белорусам другой договор: радуйся, что ты жив и пока на свободе. На примере придуманного уголовного дела показывают, что с бунтовщиками будут поступать очень жестко. В действиях властей есть также обращение к России: дайте денег, мы для вас стараемся, держим националистов в узде. Есть и посыл Европе: мы хорошие, но в Беларуси действовала вооруженная группировка. Власти очень боятся того, что это сфабрикованное дело признают политическим, поэтому и показали фильм-страшилку с кучей железа.