Тестостерон связали с когнитивным самомнением
Тестостерон - основной мужской половой гормон (андроген), который семенники, кора надпочечников и, в меньшей степени, яичники секретируют в ответ на внешние стимулы, например выигрыш или присутствие привлекательной особи. На уровне поведения рост гормона ассоциируется с агрессией и сексуальным растормаживанием, однако то, как он влияет на когнитивные процессы, изучено недостаточно. Прошлые работы показали, что тестостерон может повышать вероятность быстрых необдуманных ответов в условиях единоличного выбора, а также стимулировать сотрудничество, если оно не требует координации интуитивных действий. В новой статье сотрудники Университета Западного Онтарио, Калифорнийского технологического института и ZRT Laboratories выяснили, как уровень тестостерона отражается на принятии решений.
При формулировании гипотез авторы использовали теорию двойного процесса (dual-process theory) психолога Джонатана Эванса (Jonathan Evans). Согласно ей, в ситуации выбора человек задействует два типа обработки информации: «Систему 1» - импульсивный с риском принятия неоптимальных решений; и «Систему 2» - более медленный и трудоемкий, который позволяет корректировать «Систему 1». Участие в эксперименте приняли 243 мужчины. После уточнения социодемографических параметров их разделили на две группы, взяли первую пробу слюны и нанесли на кожу андрогель или плацебо. Спустя четыре с половиной часа ученые повторили забор образцов и провели тест когнитивных способностей (CRT). Затем испытуемые вновь сдали анализ и выполнили математическую задачу. Финальная проба была получена через семь часов после первой.
CRT помогает оценить способности подавлять «Систему 1» в пользу «Системы 2». Тест включает в себя три вопроса, верные ответы на которые, как правило, могут быть даны только при отказе от эвристики, например: «Вместе бита и мяч стоят 1,10 доллара. Бита на 1 доллар дороже мяча. Сколько стоит мяч?». Математическая задача заключалась в продолжении последовательности из пяти двузначных чисел и, в отличие от CRT, была ограничена во времени: на решение отводилось пять минут. До и после начала работы участники также заполняли опросник настроения. Сравнение итогов с уровнем гормона показало, что мужчины, получившие андрогель, на 20 процентных пунктов реже давали верные ответы при выполнении CRT, чем контрольная группа. При этом тестостерон положительно коррелировал с вероятностью интуитивных неправильных ответов («Системой 1»).
В то же время терапия не отразилась на успехах при решении последовательности чисел. Чтобы проверить результаты на «шум» других факторов (эффект настроения не подтвердился), авторы изучили уровень кортизола испытуемых и их пальцевый индекс - соотношение длины указательного и безымянного пальцев, которое зависит от андро- и эстрогенов на этапе внутриутробного развития. Вопреки прошлым работам, анализ не выявил связи между индексом и итогами CRT, что может ставить под сомнение пренатальное влияние тестостерона на способность игнорировать интуитивные решения. Между ответами CRT и кортизолом, напротив, наблюдалась отрицательная корреляция. По мнению ученых, снижение продуктивности может быть связано с самоуверенностью: на фоне высокого тестостерона мужчины менее склонны ставить свою правоту под сомнение.
Статья опубликована в журнале Psychological Science.
Ранее исследователи выяснили, что тестостерон может повышать пространственны способности человека. Причем дополнительные дозы гормона уравняли по этому показателю женщин с мужчинами.