Я хочу политикам сказать: "В театр ходите, ребята?"
Гордон: В эфире программа "Гордон", и сегодня мой гость - актер Алексей Горбунов.
Добрый вечер! Ты - замечательный актер, человек, который показывает всем, как надо любить свою родину и как надо всегда оставаться человеком. Твой отец родом из Сибири, мама из Луганской области, а ты родился в Киеве. Киев твоего детства, твоей юности, он какой?
Горбунов: Очень солнечный, как в общем-то вся юность. Очень зеленый - он всегда утопал в зелени. Сейчас зелень вроде осталась, но домов больше, чем зелени.
- Что ты думаешь о театре на Подоле, жутком, на мой взгляд?
- Театр на Подоле - это очень старинный киевский театр. В. Малахов заслужил право на свой театр уже очень давно. Больше 20 лет строили этот театр. Когда я по телевидению увидел репортаж и массу киевлян, которые пришли возмущаться черным кубом, который портит всю картинку Подола и Андреевского спуска, где все в архитектурном ансамбле, меня это немножко ужаснуло, ведь проект был утвержден уже давно. Всех возмущает внешний вид, но никто не говорил, что внутри театра. И вот недавно я там был, и В. Малахов меня провел по театру. Это современный театр. Во-первых, черный фасад закрыли кирпичом. Фасад, на мой взгляд, сделали отлично. Хотя я был за черный квадрат, потому что я много поездил по Европе и по миру и видел в Амстердаме музей Ван Гога, который сделан абсолютно таким кубиком. И в Амстердаме, где весь центр города 16-го века, никого это не возмущает. Почему? Голландцы - еще и архитекторы, у них со стилем все хорошо и со вкусом. Они, наверно, умеют к 16-му веку построить музей Ван Гога, и это будет что-то такое...
- Театр на Подоле будет красивым?
- Он красивый уже. Внутри шикарная сцена, шикарный репетиционный зал. Это современный театр, о котором мечтает не только Малахов, но и артисты его труппы. Я думаю, что и нам, киевлянам, это будет интересно. Там все для этого сделано. Я очень хочу, чтобы поскорее состоялось открытие театра и настоящий театральный зритель пришел и это увидел.
- Это правда, что в 90-е годы из-за кризиса в кино ты, уже известный актер, таксовал?
- Да, заслуженный артист Украины бухал, таксовал, продавал папины коронки. У меня еще были коронки, а у многих моих друзей уже не было ничего к тому времени. Это страшное время. Кто-то, наоборот, сразу поднялся, а кто-то, как учителя, врачи, пошли на рынок торговать. Я относил барыгам золото, которое стоило тогда 10 долларов за грамм, принимали его везде, и на 10 долларов в 92 году можно было прожить неделю.
- Из Киева в результате ты уехал. Почему Киеву, в котором родилось столько талантливых людей, никто не нужен?
- Во-первых, я думаю, что все меняется. Раньше совершенно точно так, но раньше был Советский Союз. Это не только в Киеве было, все хотели в Москву попасть, в кино и в театры. Легендарные театры, легендарные режиссеры - все лучшее было в Москве. Аккумулировалось в Москве.
- В 2013 году ты приезжаешь в Киев и с первого дня поддерживаешь Майдан. Ты сказал, что "во время Майдана я понял, что моя родина здесь, что только тут надо жить и умирать". Почему ты это сделал?
- Тогда было очень эмоционально и больно, когда я видел все, что происходило, и не мог этого переварить. На втором Майдане появилось много новых просветленных лиц, на первом Майдане этого не было. Это тоже очень сильно на меня повлияло - это поколение, которое родилось уже в свободной стране. Для меня это поколение доказало очень многое.
- Майдан тебя лично изменил, в твоем возрасте?
- Безусловно, я же радикально жизнь поменял. Я многое оставил и уехал. Я же много снимался, благодарен своей судьбе, что я был именно в Москве, в самый тяжелый период. В 90-х "Графиня де Монсоро", "Королева Марго" - это был первый костюмированный сериал в 90-х. Наш киевский режиссер В. Попков, оператор П. Небера и ваш покорный слуга - исполнитель главной роли. Это одна из лучших моих ролей и самая, может быть, большая удача благодаря Попкову и Жигунову. К тому времени, когда я туда попал, в Москве начинали снимать новое кино. На моих глазах начали появляться деньги. Дальше я попал к В. Тодоровскому, и потом десять лет самой плодотворной творческой жизни: О. Меньшиков - театр, и лучшие режиссеры России, у которых я снимался.
- После начала российской агрессии ты официально отказался сниматься в российских фильмах.
- Я не официально отказался, я просто думал, что это не так все серьезно. Это звучало так, что я просто беру паузу. У меня остались друзья в Москве. Их меньше, но они остались.
- Сколько денег ты потерял за эти три с половиной года?
- Денег я потерял много, понимая заработки здесь. Но я приобрел гораздо больше. Я нашел в возрасте 53 лет родину, которую я не знал. Я приобрел поколение, которое я не знал. Я приобрел вещи, которые я не ожидал от людей. Я увидел, что такое волонтеры, которые на своих плечах, зубах и жилах... в первый год войны я просто это хорошо помню. У нас было много концертов, мы ездили, группа "Грусть пилота", волонтерили, как и вся страна.
- Как оценили твое решение не сниматься в российских фильмах коллеги в России?
- По-разному. Близкие люди старались понять, хотя тоже все равно не понимали. Мы же первый раз в такой обстановке, когда жизни порушились, семьи поразлетались, людей погибло такое количество. А мы не знаем, сколько еще это будет длиться и как выживать завтра. Но не одни мы такие - сейчас, наверно, в мире так все живут.
- Но ты с российскими коллегами общаешься, со своими?
- С близкими людьми я общаюсь.
- Что они говорят тебе? Что они думают об этой ситуации - между Украиной и Россией?
- Все по-разному. У многих людей со временем мнение меняется. Когда все начиналось, 14-й год, мы же телевизор боялись включать, потому что мы к этому не привыкли, к такому потоку лжи. Мы же, как наивные дети: на нас начали выливать вот это вот все. Потом через год мы освоились и начали свой телек включать, потому что это была защита, и нам надо было отбиваться. Поэтому у многих людей за эти года очень сильно меняется взгляд на это. И все равно я считаю, что пока ты не увидишь сам, что происходит, или пока очень близкие люди не говорят тебе, как это все есть на самом деле, понять это невозможно.
- У меня очень много друзей среди российской элиты, и один из них, выдающийся человек, приближенный к Путину, позвонил мне из другого города, не из России, и сказал: "Ничего мне не говори, я все понимаю, я с вами". Это когда разгар был. У тебя были такие ребята, которые говорили, что они все понимают?
- Безусловно, были. Не все так однозначно, точно так, как человек неоднозначен. Мы имеем моральное право за свое биться и с болью говорить, но мы не имеем право судить других вот так отчаянно.
- Н. Михалков, выдающийся режиссер, прекрасный актер, так "обгадился" ненавистью к Украине. С одной стороны, он такой творческий, выдающийся человек, а с другой, - мерзавец. Как это уживается в нем, как ты к нему сегодня относишься?
- Я очень благодарен Михалкову, что я был утвержден на роль в фильме "12". Это одна из лучших ролей в моей творческой биографии. Это большое счастье сниматься с этими актерами, с которыми мне судьба подарила сесть в кадре. Михалков для моего поколения - это лучший режиссер всей юности, молодости. Это мечты всех актеров - попасть когда-нибудь в кино к Михалкову. И мечта моей юности случилась со мной. Мало того, он позволил каждому из нас сделать огромные импровизационные куски. Если бы Михалков не разрешил, этого бы не было. Это - шикарная картина. Многие люди - хороший режиссер, но при этом - подонок. Но определять нас будут там, на суде - я ничего не могу сказать. У нас дома я не могу посмотреть, что в Харькове происходит. У меня круг проблем моего города, страны, гораздо более плотный и абсолютно сложный.
- Рожденный в Харькове, блестящий, на мой взгляд, писатель, Э. Лимонов тоже занял по отношению к Украине жуткую позицию. Я знаю, что это твой любимый писатель. Как ты к нему сегодня относишься?
- У меня очень многие взгляды поменялись. Меня сейчас больше заботят спектакль "Черная шкатулка" и запуск кино, с В. Придуваловым, о Киеве. Я уже больше года мало смотрю на то, что мне нравилось раньше.
- А в Россию зовут сниматься, сейчас? Звонят?
- Последние полгода - нет. А год назад - да. И я благодарен за то, что первые два года меня, не так часто, конечно, когда я был в России, но звали и предлагали хорошие сценарии.
- Как ты относишься к запрету целого ряда российских фильмов в Украине?
- Я вообще против запретов - ненавидел все запреты с детства. С другой стороны, я согласен, конечно, надо кого-то не пускать. Есть какие-то одиозные актеры. Но нельзя же всех не пускать. В этих списках есть масса актеров, которых я лично знаю и которые никогда слова плохого об Украине не сказали.
- Лолита сейчас ехала к дочке в Киев. Она выступала в Крыму и въехала туда незаконно. Надо пускать?
- Надо индивидуально. Если у человека дочь - это уже совсем другой прецедент для того, чтобы пускать или не пускать. Я не слышал, чтобы Лолита и масса других актеров, которые в списке почему-то, плохо говорили об Украине. Я думаю, что половина людей просто попадает вот в этот общий список, и ничего хорошего списки не дают. Что-то мы должны, безусловно, перекрывать и свое отстаивать, но нельзя всех огульно брать - и в списки. Это неправильно, индивидуально нужно очень делать.
- Как ты относишься к украинским певцам, артистам, которые с успехом гастролируют по России?
- Молодое поколение вправе выбирать и делать, что хотят, если мы говорим о концертных площадках и съемках. Это их дело.
- Это не предательство?
- С моей стороны - не предательство. Я, народный артист Украины, 32 года снимаясь в кино, имею право, как актер, сказать: это выбор молодых, где они хотят работать. Что такое артист? Он сегодня в России, завтра в Лондоне... но он с флагом Украины ездит. Что в этом плохого, если мир видит талантливых молодых людей? Другое дело, если ты едешь на вручение какой-то стремной премии и со всеми пляшешь там. Это немножко дико. Но опять же, это мое личное мнение. Артист сам выбирает себе путь. Это очень индивидуально. Дорн - талантливейший. Он дал интервью - зачем мы цепляемся? Он под украинским флагом третий год работает и прославляет, как он может, страну Украину, в которой он живет и работает, в которой он состоялся.
- Россия, как государство, повело себя по отношению к нашей родине по-скотски. Государство Россия убило более 10 тыс. молодых ребят, и простить это невозможно. С другой стороны, многое в России мы любим. Как с этим быть? У тебя есть что-то в России, что ты любишь?
- Песни Высоцкого, пьесы Вампилова, Шукшина. Петербург - один из самых любимейших моих городов. У меня там очень много друзей.
- В России майдан возможен, на твой взгляд?
- В нашем мире сегодня возможно каждую минуту все, что угодно. Мы уже живем четвертый год в таком мире, где все рушится и меняется одновременно. И это происходит не только у нас и не только с нами.
- То, о чем мечталось тебе на Майдане, сбылось в результате?
- В результате разочарований, конечно, много, мы все это переживаем. Но самое главное, наверное, - самоидентификация: откуда ты, почему ты здесь родился. Для меня это большое осознание. Самое большое для меня потрясение - это поколение молодых, 91-92-е годы, дети Независимости.
- Когда ты приезжаешь в АТО или в госпитали, где лежат искалеченные ребята, о чем ты думаешь?
- Когда в первый раз, у меня было очень эмоционально сильно это все. Я видел это в кино только и пытался играть это в кино - в жизни это все по-другому выглядит. И это страшный стресс, психологически это очень страшно. Но сила этих пацанов для мужчины много дает. Те, которых я видел, знают, что такое сила духа.
- Что такое патриотизм для тебя?
- Сложно сказать в двух словах. Это зелень Киева, Русановка, пляж детства - это и есть самый настоящий патриотизм.
- Нужен ли Киеву проспект Бандеры, на твой взгляд?
- Наверно, надо. Но всему свое время. Мне кажется, что у нас гораздо больше проблем сегодняшних, сиюсекундных.
- Кто для тебя в Украине сегодня является моральным авторитетом?
- Лина Васильевна Костенко. А если говорить о молодых - Ломаченко и Усик. И Гвоздик, конечно. Хлопцы такую радость подарили - это был день Украины в Америке. Это и есть патриотизм, наверно.
- Футболисты киевского "Динамо", на которых мы когда-то молились, образца 70-80-х годов, по-прежнему твои кумиры?
- Да, у меня кумиры юности остались.
- Какие у тебя ощущения, когда ты видишь этих ребят?
- Выглядят хорошо. Это - моя юность. Для меня Киев, родина, патриотизм - это та команда 75 года, когда Блохин в Мюнхене "Баварии" забил. Это ж все смотрели. Я не могу своим детям объяснить, что это такое. Или когда с канадцами в хоккей играли. Я до сих пор помню, как весь двор ночью выбегал обсуждать каждый матч. А когда первый раз Суперкубок выиграли - советская команда!
- Ты сказал, что ты выступаешь за смертную казнь для чиновников, которые воруют.
- О, да. А казнить кто будет?
- Какими должны быть украинские политики?
- Не знаю.
- В политику тебе не хочется?
- Нет, ты что?
- Где ты сейчас живешь?
- Я в дороге живу, в машине. Если грубо, я живу полжизни в Одессе, полжизни в Киеве. Но сейчас я все время в движении, в дороге. Сейчас больше в Киеве, потому что в мае мы должны начать снимать фильм. Рабочее название картины - "Май". Мы придумали такую историю, которая должна быть о любви и о Киеве. Параллельно ищем деньги. Пытаемся найти форму, когда за минимальные деньги, имея идею и мотивацию, профессионально можно снять кино. Я всегда говорю, что не деньги важное, важно, к кому эти деньги придут. И когда люди меня знают, они мне могут дать эти деньги просто так. Те, кто могут мне дать деньги на картину "Май", - это для них отказаться от двух банкетов.
- Ты сыграл более 110 ролей. А какие любимые?
- Шико из "Графини де Монсоро". Сериал "Курсанты" - мой любимый. Его снимал мой любимый режиссер А. Кавун. Мне очень нравится одна из последних ролей - Мориарти, из "Шерлока Холмса", последняя версия, которую снимал Кавун. Время этой картины еще придет. "Красная капелла", естественно, где я играл эсесовца, и в то же время я играл Героя Советского Союза в фильме "Курсанты". Картина "12", после которой меня пригласили французы сниматься в фильм, где Кустурица играл главную роль, Гийом Кане, Уиллем Дефо.
- В Украине сегодня, для актера твоего масштаба, работа есть?
- Да нет. Не только моего масштаба, сейчас работы вообще мало. Я же в этих сериалах, которые снимают за копейки, не хочу сниматься. Там же нет ни денег, ни "кина". Ни сценария, ни бабок, еще и профессиональных людей там нет.
- У тебя хоть что-то есть, на что жить?
- Нормально все. Я ж деньги не себе ищу, я деньги на кино ищу. Тяжело, безусловно, но мы пожили в сытые времена, ну, хорошо. Я столько наездился, столько увидел, что сейчас могу посидеть, вот так, чуть-чуть поскромнее. Я много сыграл, мне повезло на хороших людей, я застал две эпохи. Я очень много увидел, на "Довженко" за 11 лет, это тоже такой кусок моей жизни молодого артиста. Я застал всех "стариков", великих актеров наших. О.П. Степанков, мой учитель, Брондуков, Миколайчук, Гринько, Дубровин, Парфенов.
- Раньше, я помню, ты пил сильно?
- Да, было здоровье, печень свежая.
- Сейчас ты пьешь?
- Редко, потому что нет здоровья. Я за рулем все время.
- Почему ты выступаешь за легализацию марихуаны?
- Потому что весь мир уже давно это легализовал. Это тоже смена поколений произойдет - хотим мы этого или не хотим. Амстердам - это мой любимый город, а Голландия, для меня лично, - самая свободная страна.
- Но сам ты марихуану пробовал?
- Быть за лигалайз и пробовать марихуану - это две разные вещи.
- Ты записал аудиовариант книги "В окопах Сталинграда" В. Некрасова, который жил в Киеве и эмигрировал в советское время во Францию. Почему сейчас ты это сделал?
- Я сейчас это переиздал. Я записал это 12 лет назад. Эта война, 41-45-е годы, и те ощущения, как Некрасов молодым офицером начал писать в дневнике записки. Это все дожило до наших дней, и эта книга удивительная. Как любая хорошая книга - это на века.
- Эта страшная война между Россией и Украиной закончится?
- Все же когда-то заканчивается. Когда - я не знаю. Столько потеряно, столько боли и крови. Я не знаю, как это делать, но все мечтают о мире. Счастье - это когда не стреляют, когда не летает над головой.
- Спасибо, Леша, что ты такой настоящий, классный, искренний. Ты создал уже в своей жизни столько, что ты можешь смело сказать, что "я работал и был честен в своей работе".
- Спасибо тебе, Дима!
Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.