«Интербригады»: Как это было в Испании и как это есть на Донбассе
Британский писатель и публицист Эрик Артур Блэр, более известный широкой публике под псевдонимом Джордж Оруэлл не только написал антиутопии "1984" и "Ферма животных", но и ввел в речевой оборот термин "холодная война", прочно прописавшийся в общественно-политическом дискурсе второй половины 20-го века.
Ополченец Джордж Оруэлл
Однако была в биографии Оруэлла еще одна страничка. Речь идет о его участии добровольцем в Гражданской войне в Испании на стороне Республики.
В 1936 году, всего через полгода после свадьбы он, вместе с женой, отправился на Арагонский фронт гражданской войны.
В Испании он провел почти полгода, воюя в рядах ополчения троцкистской партии ПОУМ, пока не был ранен в горло фашистским снайпером. Воспоминания об этих событиях легли в основу нескольких его произведений - документальной повести «Памяти Каталонии» и очерка «Вспоминая войну в Испании».
Таких добровольцев как Оруэлл, были тогда в Испании многие тысячи. И ехали они на войну с фашизмом со всей Европы и даже из Америки. В основном это были люди левых убеждений - коммунисты, социалисты, анархисты. Впрочем, случались среди них и левые либералы и даже националисты. Из них республиканское правительство в Мадриде формировало по национальному принципу вооруженные подразделения республиканской армии, получившие названия интернациональных бригад. Например, были французские интербригады - французов на той войне было больше всего - почти четверть. Кроме них защищали Республику итальянцы, поляки, немцы, американцы, граждане СССР.
Решение сформировать интербригады было принято Исполкомом Коминтерна 18 сентября 1936 года. Первая группа добровольцев прибыла в Испанию 13 октября. А уже 2 октября того же года республиканское правительство официально объявило Интербригады входящими в его вооруженные силы.
«Там колышатся в седлах и «Гренаду» поют»
Вспомнить события в Испании 80-летней давности заставила нынешняя война на Донбассе. Аналогия донбасского ополчения с интербригадами прямо таки напрашивается. На Донбассе, как и в Испании, начиналось все со стихийного прибытия добровольцев из разных стран. В Испанию ехали, как пелось в известной советской песне "Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать". На Донбасс ехали защищать едва образованные народные республики, обещавшие покончить с властью националистов и олигархов.
Объединяет добровольцев тех и этих времен и антифашистский идеологический настрой. Разве что испанские фашисты объявили мятеж против законного правительства в Мадриде, а украинские ультраправые успели свергнуть законное правительство в Киеве. Отсюда и кажущаяся разница - "те" интербригады защищали центральное правительство, а нынешние ополченцы по формальному признаку - "сепаратисты".
Романтика вооруженной борьбы с фашизмом привела в испанские интербригады таких, ставших впоследствии известными людей, как будущий немецкий канцлер, социал-демократ Вилли Брандт, немецкий актер и певец Эрнст Буш, американский писатель Хемингуэй, певец Поль Робсон, философ Симона Вейль, мексиканский художник и будущий убийца Троцкого Сикейрос, венгерский писатель Мате Залка и советский писатель и журналист Михаил Кольцов.
Среди ополченцев Донбасса мы также видим множество творческих личностей, начиная от известного питерского историка Игоря Пыхалова, воевавшего прошлым летом в составе луганского батальона "Заря", заканчивая писателем-фантастом Федором Березиным, воевавшим в ДНР. Помощь ополченцам и мирным жителям Донбасса оказывает известный писатель Захар Прилепин, а репортажи с передовой делает британец Грэм Филлипс.
Наверняка в нынешнем ополчении Донбасса есть и множество людей с серьезным боевым военным опытом в прошлом и настоящем. Речь о так называемых "отпускниках", - людях наподобие Манфреда Штерна - командира первой из сформированных испанских интербригад, советского разведчика под легендой, воевавшего под псевдонимом генерал «Клебер».
От ополчения – к регулярной армии
Без особого труда можно отыскать параллели и в истории роста и формирования интербригад в Испании и ополчения на Донбассе. Например тот факт, что большинство добровольцев в обоих случаях были людьми необстрелянными, как бы сказали, штатскими.
Вот, что писал по поводу своих солдат руководитель интербригад Андре Марти: "Большинство добровольцев из Италии, Германии, Франции, Балканских стран и Польши. 80 % - коммунисты и социалисты. Треть не имеет военной подготовки. Численность командных кадров незначительна, недостаточен боевой опыт". Боевой опыт к этим людям, также как к бывшим айтишникам, гуманитариям, журналистам, мелким предпринимателям, шахтерам и представителям других профессий, составивших ядро ополчения на Донбассе, приходил с боями.
Наконец, еще одна деталь. Как известно, кроме бойцов интербригад по линии Коминтерна, в гражданской войне в Испании участвовали также военные советники и специалисты из Советского Союза: военачальники РККА уровня полковник - комдив, командиры уровня старший лейтенант - майор (общевойсковые, танкисты, летчики, моряки, артиллеристы, политработники, чекисты и т. д.) и гражданские специалисты (переводчики, медики). Эти советские советники и специалисты не входили в состав Интербригад, а служили при командовании республиканской армии).
Продолжая нашу аналогию скажем, что сегодня на Донбассе несомненно присутствуют российские военные советники из числа так называемых "отпускников", о чем говорит весь интернет. И то, что разрозненные отряды ополчения, набранные из случайных людей, всего за год превратились в боеспособную регулярную армию с командованием и дисциплиной - несомненно, в том числе заслуга и этих военспецов. Также как и российские гражданские специалисты помогают республикам Донбасса наладить эффективное гражданское управление, без которого "тыл" у ополченцев рухнул бы еше прошлой осенью.
Схожи и другие моменты в деятельности интербригад сегодняшних и восьмидесятилетней давности. Как известно, ч 1937 года в Интербригады стали зачисляться призывники-испанцы, и вскоре они составили там большинство (до 90 %) в личном составе.
Вот, что писали в докладе Ворошилову комдив Мерецков и полковник Симонов в августе 1937 года: "11-я интербригада. Немецко-австрийская. 3 батальона. В составе бригады лишь 8-10 % интернационалистов (всего около 200 человек), остальные - испанцы. В действительности бригада больше не интернациональная. 12-я интербригада. Итальянская. 3 батальона. Итальянцев немногим больше 200 человек, остальные испанцы.13-я интербригада („Домбровский"). Польская. 4 батальона. В 1-м батальоне всего 200 поляков. 50-я интербригада. Смешанного состава. 4 батальона. В 1-м батальоне („Чапаев") 90 интернационалистов из Центральной Европы и 300 испанских призывников. Во 2-м батальоне 40 французов. 3-й и 4-й батальоны испанские".
Похожая картина сегодня наблюдается и на Донбассе. В прошлом году, на начальном этапе, по признаниям очевидцев, в целом ряде подразделений ополчения, особенно, казачьих, соотношение местных и приезжих добровольцев было не в пользу первых. Однако уже начиная с осени прошлого года картинка потихоньку начинает меняться и сегодня большинство в ополчении составляют местные уроженцы. Тем более, что отряды народной милиции в той же ЛНР переведены на контрактную основу, бойцы получают денежное довольствие, позволяющее им содержать свои семьи.
Говоря о деятельности интербригад следует учесть и тот факт, что немалая часть их бойцов была расстреляна своими же командованием за разного рода преступления, которые позорили репутацию республиканской армии. В этом же ряду можно рассматривать и чистки осени 2014-весны 2015 года ополчения на Донбассе от разного рода случайного уголовного элемента, "беспредельщиков" и "отжимальщиков" и просто нарушителей дисциплины, не желавших подчиняться централизованному командованию. Разоружение и расформирование таких "диких" ополченцев также сыграло свою роль в повышении уровня боеспособности, что проявилось во время операции по замыканию дебальцевского "котла".
От старого Коминтерна – к новому «Коминтерну»
Отметим, что так же, как и в случае войны на Донбассе, тогдашняя профашистская пресса Европы вовсю трубила о каких-то мифических полчищах, едва ли не сотнях тысяч присланных из Москвы коммунистов, воюющих на стороне республики. Сегодня мы слышим и читаем о десятках тысяч "российских террористов". Но и тогда и сейчас добровольцы извне составляли лишь небольшой процент в общей массе защитников республик - Испанской и Донецкой с Луганской.
Как свидетельствуют архивные документы, число интернационалистов в боевых частях одновременно - никогда не превышало 6 - 8,5 тысяч, а максимальная общая одновременная их численность - 20 тысяч. Интересно, что по документам Интербригад через их состав прошло 340 «русских». В число русских были включены несколько десятков приехавших из Палестины, а также добровольцы из Канады, США, Аргентины, Польши, Литвы. То есть все, указавшие в анкете на владение русским языком.
Сегодня на Донбассе мы видим ополченцев из Израиля, Сербии, Испании, США, и даже из далекой Бразилии. Наибольшую известность приобрело сербское подразделение, воевавшее на Донбассе в прошлом году, а также коммунистический отряд в составе бригады "Призрак". А добровольцы по линии российского движения "Другая Россия" писателя Эдуарда Лимонова прямо подчеркивают свою преемственность от испанских интербригад и так и называют себя сами – «интербригады».
Примечательно, что противники России также обращаются к аналогиям из тридцатых годов прошлого столетия. Недавно в западной прессе получили большой резонанс откровения чешской разведки, по мнению которой Россия строит в Европе, вы только не удивляйтесь…новый Коминтерн! «Россия создает в