Руководство ЕС хочет видеть президентом Франции Макрона
Более 80 тыс находящихся в Бельгии французских избирателей будут голосовать в воскресенье за одного из двух кандидатов в президенты. В первом туре две недели назад здесь в лидеры легко вышел Эммануэль Макрон, набрав 35 проц голосов. От него сильно отстала кандидат Национального фронта Марин Ле Пен, заняв всего лишь 5-е место с 7 проц голосов.
Не только местная французской община, но и учреждения Евросоюза внимательно смотрят на Францию. Редко когда европейские вопросы занимали такое важное место в предвыборной кампании. Они выявили глубокие разногласия между двумя финалистами.
Глава брюссельского Фонда Роберта Шумана Шарль де Марсийи рассказал Евроньюс о том, чего ждут европейские учреждения от второго тура.
Шарль де Марсийи: Впервые руководители этих учреждений встали на сторону одного из кандидатов еще после первого тура. Это нечто новое. Обычно такие официальные лица в Брюсселе уходят в тень, избегаю выражать свою позицию, чтобы не вмешиваться в избирательный процесс. Но сейчас они четко продемонстрировали свою поддержку Эммануэлю Макрону, потому что он - проевропейский деятель, и потому что они не согласны с политикой, предлагаемой другим кандидатом, Марин Ле Пен.
Евроньюс: Во втором туре столкнутся два видения Европы...
Шарль де Марсийи: Да, одно из них - это возвращение к национальному государству, которое будет строить отношения с другими государствами, неизвестно как, - это видение Марин Ле Пен. Она хочет вернуть Европе денежную единицу ЭКЮ, а Франции - франк, а кроме этого нам не так уж много известно. А с другой стороны - отчетливо проевропейское видение. Если кандидат от Национального фронта просит, чтобы европейский флаг не попадал на телевизионные экраны, то Макрон, просто-таки размахивает флагом Евросоюза на своих митингах, не боясь риска. Кроме того, перед нами конфликт разных поколений, разных взглядов на мир, разного понимания Евросоюза. Макрон утверждает, что мы сильнее благодаря Европе, что мы сильнее, когда мы вместе.
Евроньюс: Но в последние дни Ле Пен смягчает свою риторику в отношении Европы, не настаивает, как прежде, на выходе из еврозоны и из ЕС. Это чтобы угодить правому электорату?
Шарль де Марсийи: Чтобы угодить большинству избирателей: и тем, кто на левом краю, и тем, кто на правом, и традиционным правым. Они испугаются, если Марин Ле Пен объявит прямо сейчас: "мы отменим евро, вернем национальную валюту", и она это хорошо осознает. Почему испугаются? Потому что непонятны последствия. Альтернативные предложения очень размыты. Кроме того, люди привыкли к евро. Они давно уже получают зарплату в общей валюте, экономят ее, тратят ее, знают, что ее можно получить в банке, и они не хотят, чтобы на смену евро пришли какие-то несерьезные деньги. Введение в оборот прежнего франку весьма сомнительно. Соратники Ле Пен говорит, что можно будет за франки покупать багеты, но использовать евро на рынках. Здесь что-то не сходится.
Евроньюс: Эммануэль Макрон породил большие надежды в европейском политическом классе. Может быть, слишком большие?
Шарль де Марсийи: Слишком многое поставлено на карту. В понедельник Брюссель проснется или с похмельем, или с улыбкой. Но улыбка будет недолгой, потому что, если на парламентских выборах Макрон и его движение не смогут получить большинство, фактическое или в составе коалиции, то им будет очень трудно проводить реформы. Но ожидания связываются с Макроном действительно большие. Он пообещал придать уверенности своим европейским партнерам и Брюсселю. Он обещал реформировать рынок труда и экономику, высказывался за свободную торговлю. Так что в его политике много европейских измерений. Но если Национальная ассамблея его не поддержит или будет расколота, то управлять страной будет очень трудно, и неопределенность только усилится.
Евроньюс: Изменилось ли отношение европейских учреждений ко Франции, когда фаворитом стал кандидатом с европейским флагом и открыто проевропейской кампанией?
Шарль де Марсийи: Что касается флагов, то от нового президента ждут, что он будет представлять прежде всего Францию. Олланд не всегда был таким сильным национальным лидером. А от Макрона уже слышали напоминание польскому правительству о том, что Евросоюз - это не только большой рынок, но и общие ценности.