Новости и события » Культура » Дирижер Оксана Лынив о профессии, дискриминации и успехе

Дирижер Оксана Лынив о профессии, дискриминации и успехе

Дирижер Оксана Лынив о профессии, дискриминации и успехе

Украинка Оксана Лынив стала главным дирижером оперы Граца и рассказала Дарье Слободяник, кто распространяет миф о том, что дирижерство - неженское дело.

«Оркестр - это вулканическая энергия. Нет ничего удивительнее, чем руководить сотней людей, которые создают музыку», - быстро говорит 38-летняя львовянка Оксана Лынив, крепко пожимая мне руку. Хрупкая, стройная, с идеальной талией и голливудской улыбкой. И только строгий черный фрак - доказательство ее неженской, на первый взгляд, профессии. Последние четыре года Оксана живет в Мюнхене, где работает в одном из главных театров мира - Баварской опере, но мы встречаемся в Киеве. Дирижер прилетела в Украину на пару дней - для того, чтобы выступить с оркестром «Киевские солисты».

«Быстро, быстро! Начинаем с Дворжака»; «Контрабасы, ускорьте сердцебиение!»; «Первая скрипка, вы спешите!» Хлесткие, короткие фразы Оксаны эхом разносятся по залу филармонии. Оксана строга, но едва атмосфера накаляется, - улыбается и шутит, мгновенно разряжая обстановку. Женские уловки? «Я очень редко использую типично женские «штучки» в работе. Разве только когда нужно найти подход к сложному музыканту. В основном же мне помогает интуиция».

В прошлом году Оксана вошла в тройку лучших женщин-дирижеров мира и получила приглашение возглавить оркестры сразу от десяти немецких театров. Ее график расписан до 2019 года: после Киева Оксана летит в Мюнхен, где продолжит работу штатного дирижера в Баварской опере, в апреле будет ставить «Летучего голландца» Вагнера в Барселоне, а в августе переедет в австрийский Грац, где станет первой женщиной - руководителем оперы в истории этого города. Жить в таком жестком режиме Оксане комфортно. «Потому что не нужно бороться за каждую возможность выступать, а можно готовиться к тому, что уже запланировано».

Женщин-дирижеров в Украине фактически нет, и в 2003 году, после окончания Львовской музыкальной академии, Лынив была уверена, что не скоро встанет за дирижерский пульт. Но в академии увидела листовки о Международном конкурсе Густава Малера в Германии, подала заявку - и стала финалистом среди 400 участников. Конкурс дал старт ее международной карьере - Оксана успела поработать ассистентом в Бамбергской филармонии, окончила магистратуру в Дрезденской филармонии, получила несколько стипендий от Гете-института и, наконец, покорила Баварскую оперу, куда стремится попасть любой музыкант: театр славится тем, что здесь работают самые радикальные режиссеры мира. «Я дебютировала в Мюнхене в 2014 году. До этого пять лет работала в Одесской опере, но в Мюнхене была никем. На следующий день после концерта вышли рецензии: мол, обратите внимание на молодого дирижера из Украины - пресса в Германии следит за каждым дебютантом. В 2015 году я ставила весь современный репертуар и получила приз Мюнхенского оперного фестиваля. На Западе моя карьера развивается так динамично, что иногда я не верю в происходящее».

Как только в графике Лынив появляется окно, она летит в Украину. Не только для того, чтобы отдохнуть под яблоней в саду ее отца в небольшом городке Броды, который расположен в ста километрах от Львова, где Оксана начинала карьеру солисткой народной капеллы. «Все мои поездки в Украину - это продолжение творческих проектов. Это проекты совершенно не прибыльные: оркестры, которые меня приглашают, не могут ни выплатить мне гонорар, ни даже билеты на самолет заказать, но мне очень важно поддерживать тесную связь с украинскими музыкантами, быть в курсе творческой жизни». Оксана признается, что на днях отыскала в графике свободную неделю - и уже запланировала повторное выступление с «Киевскими солистами». Правда, через полтора года...

Что это - ностальгия? Амбиции? Оксана перебивает: «Нет, меньше всего здесь амбиций. Я ненавижу слово «эмигрант» - я не эмигрант. Мне важно делать мировую карьеру, но при этом присутствовать и в Украине». Для этого Оксана со свойственной ей энергией легко нашла меценатов - и в августе запускает в родном Львове LvivMozArt, международный фестиваль классической музыки. Среди его партнеров - главные фестивали мира: Бетховенский в Бонне и Зальцбургский.

Сегодня Лынив входит в тройку лучших женщин-дирижеров мира. Выше только австралийская суперзвезда Симона Янг - в прошлом дирижер Сиднейской оперы, а сейчас - Гамбургской филармонии. Но Янг - 56 лет, а Оксана, по меркам классической музыки, молодой дирижер. К своим успехам относится просто и признается, что ей помогает «завзятый» львовский характер. «В университете нам навязывали ощущение второсортности - мол, можете даже не подавать свои анкеты на международные конкурсы, Европе они неинтересны. Но сегодня все иначе, и я могу бороться за классную должность вместе с другими кандидатами со всего мира».

Оксана считает, что мир классической музыки очень жесток: ярких персонажей замечают сразу, но если ты совершаешь ошибку - об этом знают все. «Директор оперы Граца Нора Шмид призналась, что следила за моей карьерой с 2005 года, когда я впервые приехала в Европу. 12 лет! Каждый взмах палочкой - под прицелом». А недавно Оксане позвонил агент и заговорщически сообщил, что к ней присматривается дирекция Метрополитен-оперы: она - в списке возможных дебютантов театра.

О дискриминации в профессии Лынив говорит без стеснения: «Самыми большими хранителями мифа о том, что дирижерство - неженское дело, являются мужчины-дирижеры. Они очень оберегают свою профессию. А еще, простите за провокацию, но все же скажу: женщин-дирижеров не любят в первую очередь женщины-оркестрантки. Они скорее проголосуют за руководителя-мужчину. А мужчины, кстати, любят девушек-дирижеров: меньше конкуренции. За пару месяцев в Баварской опере я узнала весь мужской состав по именам: в перерывах мы шли пить кофе и знакомились. После премьер мужчины-оркестранты подходят с бокалом шампанского, поздравляют. А женщины - никогда».

Стиль: Venya Brykalin

Макияж и прическа: Vitalia

Ассистент стилиста: Sonya Tsygankova

Продюсер: Vika Yukhymenko.

Дирижер Оксана Лынив о профессии, дискриминации и успехе

Дирижер Оксана Лынив о профессии, дискриминации и успехе

Sony Германия


15 популярных ошибок при сдаче экзамена на права

15 популярных ошибок при сдаче экзамена на права

Нервозность, нехватка опыта или недостаточная подготовка во время сдачи экзамена часто становятся причинами ошибок, которые могут привести к пересдаче. Давайте рассмотрим 15 самых распространенных ошибок, чтобы вы могли избежать их и с первого раза успешно...

сегодня 12:43

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх