Дневник Нади Шаповал с Венецианской биеннале: часть 1
Стилист Надя Шаповал специально для Vogue.ua ведет прямой репортаж с Венецианской биеннале.
Венеция всегда ассоциировалась у меня с толпой туристов, за которой не видно ни фасадов улиц, ни мостов, ни произведений исскуства. Именно поэтому я так хотела попасть на превью Венецианской биеннале, где в первые три дня на выставки не пускают туристов, только прессу. Приехав в Венецию, я неспеша вышла из вокзала и самонадеянно направилась в сторону речного трамвая. Прошел ровно час, когда я с чемоданом, наполненным доверху одеждой, наконец дождалась своей очереди и зашла на лодку. В моих руках была программа Биеннале 2017, лозунг которой звучит как ' Viva arte viva' ("Да здравствует живое искусство"), и я была настроена решительно.
Программа дня обещала быть насыщенной, но сначала нужно было добраться до отеля, расположенного недалеко от площади Сан Марко. Это заняло у меня еще сорок минут. В ожидании своего check in я решила выбрать простой путь и пойти на ближайшую выставку в программе. И попала в точку! После увиденного на выставке художника Tehching Hsieh я молча пошла выпить вина, чтобы успокоить свое сознание. Синдром Стендаля был совсем близок.
Tehching Hsieh - 66-летний художник-перформансист из Тайваня. У него было 14 братьев и сестер, а у его отца - пять жен: в юности он убежал из родной страны и приехал в Нью-Йорк, где взял себе имя Сэм и устроился посудомойщиком в ресторанах. Вскоре начал устраивать свои перформансы, которые до сих пор показывают по всему миру, как артефакты современного искусства. Самые знаменитые перформансы Tehching длились по году - например, один из них заключался в том, что художник год не спал в своей постели, ночуя под открытым небом только на территории Манхэттена; или на год запирал себя в клетке, не общаясь ни с кем, или на год прекращал полностью заниматься искусством. Большая поклонница Tehching Hsieh - легендарная Марина Абрамович, которая однажда назвала его "мастером". Когда я пришла на выставку, этот удивительный мастер, худощавый и невысокий, стоял посреди павильона, и смиренно отвечал на вопросы двух тайванских журналисток, и выглядел спокойно, как Будда. Tehching Hsieh давно прекратил свою деятельность как художник, но продолжает представлять свои проекты по всему миру.
В моем календаре в первый день пребывания в Венеции было еще одно событие - проект "Lost and Found", выставка пяти украинских художников - Ильи Чичкана, Маши Шубиной, Оксаны Левченя-Константиновской, Светланы Тегин и Жанны Кадыровой. Абсолютная легкость и праздник жизни царили на этой выставке - каждый из участников умеет ценить жизнь, и это видно сквозь их исскуство. Так, Оксана Левченя-Константиновская создала гобелены в проекте под названием "Quazi evolution": чудесные бабушки из Решетиловки ( маленький город в Полтавская область) ткали эти гобелены вручную по эскизам Оксаны. Маша Шубина также работала с текстилем, но в ее случае все было по-другому: обьекты и украшения из коллекции "ART'e'FUCK's" создавали вручную индусы на машинках Zinger, следуя Машиным рисункам на полотне. Апофеоз выставки - икона от Ильи Чичкана, где в образе Марии и Христа художник изобразил своих знаменитых обезьян. Словно возвышаясь над всем этим, висит "Моника" - надувная кукла в платье, обмотанная пищевой пленкой. "Окукливается," - коротко обьясняет процес, который происходит с куклой, художница и автор проекта Светлана Тегин. Хрупкая Светлана признается, что мода - это вторичный продукт, а исскуство всегда первоначально. Вот и ее Моника должна превратиться из секс-куклы в что-то иное, "в настоящее искусство".
После посещения выставки Шубиной и Чичкана я спешу в Национальный павильон Украины, чтобы увидеть проект Бориса Михайлова, но вместо выставки получаю штраф. По невнимательности я села на речной трамвай не в ту сторону, и меня оштрафовали кондукторы - и пока я подхожу к павильону, он уже закрыт. Но уже завтра, надеюсь, мне все-таки предстоит встреча с фотографом Борисом Михайловым - мастером, чьими работами я не раз вдохновлялась во время своих собственных съемок.