Немецкие знатоки "Евровидения" о конкурсе в Киеве
Перед вторым полуфиналом "Евровидения-2017" DW опросила экспертов. Они рассказали о своих впечатлениях от Киева, организации конкурса и возможных санкциях ЕВС для России и Украины.
Второй полуфинал конкурса "Евровидение-2017" пройдет в Киеве вечером в четверг, 11 мая. По жребию Россия должна была принимать участие именно в этом отборочном туре. Но "Первый канал" решил отправить в Киев Юлию Самойлову, летом 2015 года выступившую в аннексированном Россией Крыму. Она приехала на полуостров с российской территории, а не из Украины. Тем самым Самойлова нарушила украинские законы и стала на три года невъездной. Конкурс в Киеве проходит без участия России. Опрошенные DW эксперты сожалеют об этом. Ведь как отметил Ирвинг Вольтер (Irving Wolther), до сих пор на "Евровидении" из России, как правило, были интересные и качественные номера.
"Евровидение" без России
"Так часто происходит, что представителей той или иной страны нет на конкурсе. Фанаты, конечно, переживают из-за этого, будь то Босния и Герцеговина, еще совсем недавно Болгария или, например, Румыния, которая была исключена в прошлом году от участия за того, что не заплатила взносы. Жаль, что России нет на этом конкурсе. Однако для большинства здесь это не так важно", - констатировал Вольтер, получивший научную степень за изучение истории конкурса.
Схожего мнения придерживается и признанный в Германии знаток "Евровидения" Ян Феддерсен (Jan Feddersen): "Отсутствие России ни в коей мере не сказывается на качестве конкурса". А вот "Первому каналу", по мнению журналиста, должно быть стыдно. "Ведь российское ТВ, за которым стоит Кремль, чтобы спровоцировать скандал, специально выбрало исполнительницу, побывавшую в Крыму. Российская делагация не принимала участие в подготовительных встречах к конкурсу в Киеве. Она и не думала приезжать", - заметил Феддерсен.
По его образному описанию, на "Евровидении-2017" столкнулись два больших локомотива, и Украина должна была выиграть в этом столкновении: "Киев не мог позволить, чтобы Юлия Самойлова въехала на территорию страны. Таковы законы, принятие которых связано с аннексией Крыма и российской поддержкой войны в Донбассе".
Феддерсен не считает, что в будущем Россия откажется от участия в "Евровидении", но "покинув конкурс, нужно уметь вернуться". О возвращении России не может быть и речи, возражает многолетний корреспондент журнала Stern на конкурсе Йенс Майер (Jens Maier), "пока она будет пытаться злоупотреблять конкурсом в политических целях".
Не отдавать "Евровидение" на откуп политике
В пропагандистских целях использовал "Евровидение" и Киев, продолжает Ирвинг Вольтер. "На Майдане можно увидеть растяжки, рекламирующие не только конкурс, но и заявляющие о суверенном статусе страны, свидетельствующие о приверженности западным ценностям. В городе очень много военной символики. Заметно, что Украина хочет огородиться от России", - указал он в беседе с корреспондентом DW. Для Йенса Майера влияние политики сказывается в усиленных мерах безопасности, в большом числе военных и полицейских на улицах Киева: "Но это ничто, по сравнению с тем, что 7 процентов территории Украины находится под контролем другой страны".
Ирвинг Вольтер понимает, что невозможно полностью исключить влияние политики на конкурс: "Он для этого идеальная площадка. Но "Евровидение" нельзя отдавать на откуп политическим играм". С этой целью, прогнозирует Вольтер, Европейский вещательный союз (ЕВС) - правообладатель "Евровидения" - жестче сформулирует правила. И дело не только в России и Украине. "Предположим, что "Евровидение" пройдет на Кипре, и представитель Турции попытается въехать на греческую часть острова с турецкой стороны, а правительство в Никосии не разрешит ему въезд. Раз такие ситуации возможны, нужно их предотвратить", - предлагает Вольтер.
Будут ли применены штрафные меры?
По его мнению, после нынешнего конкурса последуют санкции в отношении и Украины, и России. Ведь Киев не разрешил приехать на конкурс Юлии Самойловой, а Россия отказалась не только от участия, но и от трансляции "Евровидения", напомнил уже Ян Феддерсен. Тем не менее, Феддерсен не считает, что эти страны понесут серьезное наказание.
"ЕВС заинтересован в том, чтобы страны-участницы оставались в конкурсе. Санкции будут символическими. Я не думаю, что ЕВС сделает ошибку, отстранив Украину на год или на два от участия в конкурсе", - убежден журналист.
Радушие киевлян
Для Вольтера самым сильным впечатлением на "Евровидении-2017" стало радушие киевлян. "Думаю, что для украинцев конкурс - важное событие. Я повстречал много людей, которые говорили мне, что очень рады "Евровидению". О подготовке к нему мы слышали много негативного. Но все сомнения развеялись. Да, многое делается в последний момент. Однако все этого компенсируется доброй волей и доброжельностью людей", - отметил Вольтер.
Его коллега Ян Феддерсен назвал "некоторую хаотичность" типичной чертой в организации конкурса в Киеве. Она была присуща и "Евровидению-2005". "Но, например, из-за проблем в организации транспорта для журналистов я открыл для себя Uber", - признался Феддерсен (Uber не разрешен в Германии).
Много критики в связи с подготовкой к конкурсу читал и Йенс Майер, но сейчас больших проблем он видит, хотя "некоторые комментаторы не сразу могли найти комментаторские кабинки". "Есть несостыковки в работе различных служб, отвечающих за безопасность. Это нормально для мероприятия такого масштаба", - считает Майер. "И чего уж жаловаться нам, немцам, - вспоминает он. - На "Евровидении-2011"в Дюссельдорфе в начале трансляции в прямом эфире первого полуфинала у комментаторов были проблемы со звуком". Но в итоге и тот конкурс прошел успешно.