Венецианская биеннале: искусство без политики
В субботу, 13 мая, открывается 57-я Венецианская биеннале современного искусства. Она создавалась при помощи и для художников.
Золотой носорог, гигантская лошадь... Кто не спрашивал себя хоть раз, взирая на произведения современного изобразительного искусства, как рождается тот или иной артефакт в воображении его создателя. И что это за человек - художник, его сотворивший?
Венецианская биеннале решила сократить дистанцию между творцом и зрителем: не политика и не общество, а искусство как таковое и художник являются главными темами международной выставки, открывающей 13 мая свои двери для публики. "Биеннале чествует искусство и художников", - провозгласил президент старейшей в мире художественной выставки Паоло Баратта. Глобальный художественный смотр продолжительностью в полгода проходит под девизом "Viva Arta Viva" и представляет на этот раз большей частью неизвестных широкой общественности художников. Из Германии в центральной выставке в Арсенале участвуют шесть художников. Еще почти дюжина имеет берлинскую прописку.
Девиз Венецианской биеннале
Девиз 57-й Венецианской биеннале "Viva Arta Viva" можно перевести как "Да здравствует живое искусство". Выставка должна стать, по замыслу куратора Кристин Масель из Центра Помпиду в Париже, "одой" во славу искусства и страстным призывом обратить внимание на художника и его заботы.
"На этот раз биеннале создавалась при помощи художников и для художников", - сформулировала суть своей концепции Масель. Французский куратор является четвертой женщиной во главе художественного оргкомитета венецианской выставки за более чем 120-летнюю историю ее существования.
Политика, которая была темой предыдущей биеннале под началом Окви Энвезора из Нигерии, снята с повестки дня. На этот раз главное - диалог между художником и публикой.
Знакомство с художниками до открытия биеннале
Нюансы творческих биографий Венецианская биеннале представляет в проекте, который стартовал еще до официального открытия: участники биеннале в коротких видеоклипах на сайте выставки рассказывают о себе и своем творчестве.
Австрийский художник Франц Вест, например, предоставил кадры своей работы в ателье, а Елена и Виктор Воробьевы из Казахстана показывают без каких-либо комментариев упакованные артефакты и торчащие из-под одеяла ноги человека, смотрящего телевизионные новости. В прямой контакт с публикой художники будут вступать в дискуссиях "за открытым столом", которые Венецианская биеннале проводит по пятницам и субботам. Дискуссии будут транслироваться в прямом эфире на сайте выставки.
Кто хочет легко ориентироваться на месте и эффективно использовать время, тому не помешает заранее подготовиться к визиту в Италию. В одной только центральной экспозиции в Арсенале представлены 120 художников из 51 страны. 103 - в первый раз на биеннале. Звезды арт-мира сосредоточены на других венецианских площадках.
Помимо центральной выставки неизменно большой интерес вызывают разбросанные по тенистому парку Джардини национальные павильоны, которых в этом году более 80. Впервые представляют свое современное искусство карибское государство Антигуа и Барбуда, тихоокеанская республика Кирибати и Нигерия.
В дополнение к официальному паркуру несметное количество выставок, творческих встреч и семинаров предлагает рамочная программа, так называемые "eventi collaterali". "Коллатеральные мероприятия" проходят по всей Венеции, включая ее островные территории. Одно из главных событий, как подчеркивают организаторы биеннале, это знакомство с творчеством американского скульптора Джеймса Ли Байерса, который провел многие годы в Венеции. Свою знаменитую "Золотую башню" художник задумывал как памятник человечеству. Эту скульптуру посетители биенале смогут увидеть на набережной Гранд-канала.
Германия, Россия, Украина: что покажут в национальных павильонах
Немецкий павильон отдан в распоряжение 39-летней Анны Имхоф (Anne Imhof) из Франкфурта. В ее уже известных перформансах летают дроны и соколы, танцуют карманные воры, швейцары обмениваются закодированными сообщениями, балансируют под потолком музеев канатоходцы. Куратор немецкого павильона Сюзанне Пфеффер (Susanne Pfeffer) весьма туманно описывает новый проект художницы: "Анне Имхоф исследует то, как наряду с нынешними технологическими, социальными и экономическими переменами происходит изменение и телесности". Посетителей, по ее словам, ожидает "пространственно-временная работа с использованием всех классических медиа".
Тему российского павильона "театр жизни и смерти" разыгрывают Гриша Брускин, Саша Пирогова и дуэт Recycle Group. Украина представляет в своем национальном павильоне фотографии Бориса Михайлова из серии "Парламент" (2014-2017).
Не обошлось без политики
Критический резонанс вызвал еще до открытия 57-й Венецианской биеннале немецкий искусствовед и бывший директор лондонского музея Виктории и Альберта Мартин Рот (Martin Roth), который является куратором национального павильона Азербайджана. Известный своей склонностью к категорическим высказываниям, он на этот раз вызвал недоумение у немецких СМИ заявлением, что "Азербайджан является эталоном толерантности". В интервью DW Мартин Рот подчеркнул, что он, говоря об образце, имеет виду толерантность, гармонию, в сосуществовании разных людей. Он никогда не говорил о свободе в Азербайджане, который в Венеции представляют художник грузинского происхождения Элвин Набизаде и коллектив Hypnotica под названием "Под одним Солнцем. Искусство совместной жизни".