Крым может вернуться только как территория под управлением нескольких государств
Гордон: В эфире программа "Гордон" и сегодня мой гость Инна Богословская.
Добрый вечер, Инна Германовна. Зачем вам политика - умной, яркой, красивой и талантливой.
Богословская: Я пришла в политику - мне уже было 38. К этому времени я создала уже одну из крупнейших консалтинговых компаний в Украине. Я - юрист, а для юриста политика это, наверное, следующий этап, экзальтация реализации и профессионализма. Поэтому для меня это была просто следующая профессиональная ступень.
- Вам в украинской политике находиться не стыдно?
- Нет, не стыдно, потому что я в политику пришла одной из самых богатых женщин. А ушла из нее, не заработав на политике ни цента и поставив все на то, чтобы реализовать тот план развития страны, ради которого я три года отказывалась от всех благ: и мы его написали. Он был написан 12 лет назад, книгу напечатали тиражом в три миллиона экземпляров. Этот план развития страны актуален до сегодняшнего дня на 90%. Поэтому я не остановлюсь в этой работе до тех пор, пока я его не реализую.
- 20 лет в политике. Вы поменяли четыре партии и пять фракций. Со сменой партий и фракций убеждения менялись или нет?
- Убеждения одни и те же. 20 лет в политике - это неправда, потому что у меня были огромные перерывы. Просто я не меняю свой тип деятельности в зависимости от того, депутат я или не депутат. Я все время делаю то дело, в котором я уверена. И сейчас я не пошла в этот парламент, принципиально, потому что я считаю, что нужно сделать паузу, осознать все после Майдана. Потому что Майдан для каждого из нас стал началом новой жизни - для кого-то жизни мародера, для кого-то жизни героя, для кого-то жизни гражданина. Я очень много осознала за это время, и у меня намного больше сил, моральных, чем было бы, если бы я, не дай Бог, пошла бы в эту власть.
- Партия регионов самая отвратительная для меня партия. Вы были в первой пятерке этой партии. Вам не было стыдно находиться в первой пятерке этой клоаки?
- Тогда нет. Это был 2007 год, досрочные выборы. В каждой конкретной ситуации настоящий политик должен выбирать. Черчилль ходил из одной партии в другую четыре раза и говорил, что он ищет ту партию, которая примет его идеологию. Так вот я сейчас ищу тот момент, когда страна примет мою идеологию.
- В свое время вы были в сильной конфронтации с Н. Азаровым и даже запустили термин "азаровщина". Что вам не нравилось в Н. Азарове?
- Это была не просто конфронтация. Я была первым и, пожалуй, единственным человеком в Украине, который ушел из Кабмина по собственному желанию и с программной речью. То, что я тогда назвала "азаровщиной", сейчас можно назвать "яценюковщиной", "аваковщиной" и т. д., потому что ничего не изменилось в стране. Ржавая постсоветская система, отвратительная, осталась. Убийство в Авдеевке мирных жителей - это наша плата за то, что мы инфантильны, за то, что общество не хочет взрослеть. Значит, оно будет платить кровью. У нас хороший народ и ему просто надо поверить в самого себя. Комплекс неполноценности - главная проблема сегодня.
- Что за человек В. Янукович?
- Пора уже о нем перестать говорить. Президент, который сбежал из собственной страны, не заслуживает, вообще, разговора о нем. Единственное, что я бы хотела сказать: никогда дурак и идиот не становится президентом. Такого не бывает. Он, безусловно, имел таланты, способности, но оказался слишком жадным и трусливым, и от этого пострадала вся страна.
- У вас с Януковичем были личные контакты?
- Да, конечно. Он лично меня приглашал в первую пятерку.
- Каким он вам показался?
- Фантазер. Он очень многое придумывал.
- В 2009 году вы первая заявили о подготовке соглашения между Партией регионов и БЮТ о захвате власти. Благодаря публичному скандалу переворот был сорван. Они хотели поделить сферы влияния и царствовать вдвоем?
- Они не просто хотели, они поделили. Был подготовлен текст Конституции, который полностью менял демократическое устройство страны на полностью авторитарно-тоталитарное. В первом же разделе Конституции была записана норма, что СМИ, допустившее публикацию дезинформации, лишается лицензии без права восстановления. Это была безобразная Конституция. Но еще безобразнее был договор, который они, фактически, парафировали. По этому договору они договорились, по схеме Путин-Медведев, менять власть в Украине. До 2025-го года было расписано: сегодня Янукович - президент, а Тимошенко - премьер, завтра Тимошенко - президент, Янукович - премьер-министр. Вся территория Украины была поделена по количеству избирателей. Были расписаны все должности, вплоть до директоров школ: за какой партией закрепляется какая должность в какой школе. Это реальность.
- Этот договор готовился при помощи Путина?
- Он готовился точно под руководством Медведчука. Но, поскольку Медведчук и Путин, с моей точки зрения, это одно и то же для Украины, то, скорей всего, в этом участвовал Путин.
- Т. е. два ненавидящих друг друга человека, Янукович и Тимошенко, смогли найти общий язык?
- Их сводили. Была огромная переговорная группа. Я об этом узнала достаточно стремительно и пошла на прямой эфир на телевидение.
- Вы заявили, в свое время, что Тимошенко была бы более опасным тираном, чем Янукович.
- Да, это так. Они оба одинаковые: оба авторитарные. Они оба пошли в политику, чтобы зализать свои раны детства. Они алчные и совершенно беспринципные. Самое важное - они оба жаждут безмерной неконтролируемой власти и безмерных денег. Но если Янукович шел к своим избирателям через желудок, то Тимошенко шла через сердце. А опаснее тот, кто через сердце.
- Почему вы так не любили Юлию Владимировну?
- Ю. Тимошенко - это человек, который пришел на воровстве, на лжи, на коррупции в политику. В 1996 году она первый раз стала депутатом только потому, что ей была нужна депутатская неприкосновенность, - по ней уже было уголовное дело за контрабанду. Она пришла, сотворив с Лазаренко самую страшную коррупционную махинацию в истории Украины. Те миллиарды долларов, которые они украли у страны, разбомбив, фактически, ее экономику в начале 90-ых, это сегодня сотни миллиардов долларов. Она не имела права идти в политику. А самый большой цинизм, когда зло одевается в белые одежды.
- Это правда, что Ю. Тимошенко посадили именно вы?
- Нет. Работала большая машина, но я, благодаря работе комиссии по газу, полностью вытянула все документы, связки. Никто не брался за это, пока я это не сделала.
- Это правда, что Ю. Тимошенко посадили в день вашего рождения?
- Да, но это совпадение.
- Когда Юлия Владимировна оказалась в тюрьме, вам не было ее жаль, как женщине женщину?
- Я ни разу по этому поводу не ликовала и не говорила в интервью, что хорошо, что она сидит. Но она должна сидеть - она совершила страшное преступление, в результате которого украинская экономика теряет приблизительно 6 млрд долл. в год. Сегодня уже не теряет, потому что мы, наконец-то, отказались от привязки к газовым контрактам. А что касается пола, то когда ты в политике собираешься сделать большое дело, то пол уходит.
- Сегодня отношения с Тимошенко у вас восстановились?
- Нет. У нас как не было отношений, так и нет.
- В свое время вы заявили, что С. Левочкин был последним островком демократии в окружении Януковича.
- Да, это правда. Это было либеральное крыло фракции - Левочкин, Тигипко, я. Мы не голосовали, умышленно, за законы, которые толкала "семья". Я не голосовала за Арбузова, когда его назначали, специально улетела. Когда "семья" решила, что они уже цари, Левочкин, фактически, был последний, кто этому сопротивлялся из ближайшего окружения Януковича. Он подал первое заявление об отставке, когда Янукович в 2012 году заявил, что молодым нужна дорога и все должны уйти. С тех пор начался большой раскол в ПР.
- Вы работали долго с С. Тигипко. Он трусливый человек, на ваш взгляд?
- Я считаю, что это главный его недостаток для политики. Это нельзя назвать трусливый - это не то. В политике наступает момент, когда принцип важнее всего остального. Настоящая политика и настоящая государственная деятельность требуют, чтобы в момент "Ч" ты забыл обо всем.
- Правда ли, что Майдан финансировали Левочкин, Фирташ и Бойко?
- В том числе. Я не знаю насчет Бойко, но Левочкин и Фирташ - да. Все украинские олигархи, так или иначе, прямо или косвенно, финансировали Майдан.
- И Р. Ахметов?
- Не знаю.
- Кто организовал Майдан?
- Не знаю. Я считаю, что этот Майдан начался со студентов, которые пришли.
- Яценюк и Тягнибок взаимодействовали с Януковичем? Это были его люди, в хорошем смысле этого слова?
- Это не были его люди, но он их прекрасно знал, и они, конечно, взаимодействовали. Главным по взаимодействию с Януковичем был Яценюк.
- Кто расстрелял Майдан, вы знаете?
- Там точно присутствовали русские. У меня есть достоверные сведения одного из "беркутовцев" о том, что 20 человек из "Беркута" вывезли в Конча-Заспу и забрали у них обмундирование, жетоны. Их обмундирование и жетоны на кого-то было одето, и это дает мне основание утверждать, что там были задействованы не наши полицейские. Я лично видела видео, где лицо, одетое в форму "Беркута", стреляло с крыши сначала в сторону Майдана, потом в сторону полиции. 20 февраля нам это показали "беркутовцы" прямо на входе в ВР. Без Януковича это не мог сделать никто. Я знаю, как была устроена система власти тогда. За все уличные акции отвечал тогда только Клюев, а потом это курировал только Саша Янукович. У Януковича всегда все было построено очень жестко - никто не мог залезть в сектор ответственности другого человека.
- Клюев талантливый человек?
- Да, но абсолютно безнравственный, в смысле политики.
- Во время Майдана вы отмежевались от ПР, Януковича публично. Это было самостоятельное решение, или под чьи-то гарантии?
- Конечно, самостоятельное. Мы вышли вместе с мужем. Мне в карман бросали записки с угрозой убийства, автоматчики подошли к нашему дому, муж отстреливался. Ему предлагали несколько миллионов долларов, чтобы он меня вернул во фракцию. Нам разбили стекла в машине, забрали все, что было в машине.
- Вам не страшно было?
- Нет. Это состояние, когда я знаю, что я делаю правильно. Тогда меня невозможно поколебать.
- Вы верили, что Януковича не будет?
- Я это знала. Когда я 30 ноября написала, что это операция Путина по расчленению Украины: сколько СМИ сказали, что я пиарюсь Бог знает на чем. А 31 января я сказала, что Путин пойдет на территорию Украины и будет забирать Крым, Донбасс, Харьков и Запорожье.
- Е. Кушнарева убили, или он погиб сам?
- Не знаю.
- Вы знали о том, что Кушнарева планировали на замену Януковичу из Москвы, как лидера ПР?
- Нет, я не знаю. Я знаю, что он составлял конкуренцию Януковичу. Кушнарев был человек неконъюктурный. Он был человеком с очень высоким чувством собственного достоинства.
- Вы заявили, что за время пребывания у власти в Харькове Г. Кернес стал долларовым миллиардером.
- Да, это так. Он имеет улицы за рубежом, самолеты, машины. Харьковчане платят каждую секунду Кернесу - у нас скамейка может стоить 170 тысяч.
- Мне Г. Кернес представляется очень умным человеком. Очень сильным организатором.
- Безусловно.
- Вам жаль его сейчас?
- Да.
- Вы заявили, что Кернес находится до сих пор на своей должности, а не в тюрьме, потому что откупился от Авакова, вернув ему газовые вышки. Что это значит?
- Это правда. Когда Аваков сбежал из Харькова после того, как он был там губернатором, по нему было огромное количество уголовных дел. В том числе за незаконное отведение земель, за хищения. Он отсиживался в Италии, а в то время команда Добкина-Кернеса забрала практически всю его собственность. Забрала полузаконно, нелегально. Когда он вернулся, в должности министра МВД, ему были возвращены все его газовые вышки в Харькове. Более того, Аваков у нас крупный делец в сфере нефти и газа: нефть в Полтаве, и масса месторождений, и Котвицкий, который вывел 40 млн долларов из страны, якобы, по долговому обязательству. Будем наказывать - они должны сидеть.
- Что за человек Аваков?
- Это плохой человек. Он не должен быть в должности министра МВД.
- Что сейчас происходит в Харькове? У кого власть в городе?
- Власть сейчас у Кернеса, но Аваков пытается сделать комбинацию, при которой он получит власть над городом. Он в Харькове "оседлает" все схемы Кернеса.
- Кернес сказал, что его "заказал" Аваков. Вы с этим согласны?
- После того, как я прочитала в интернете переписку Авакова с Балутой, бывшим губернатором, я могу в это поверить.
- Что сейчас происходит в Украине, в двух словах?
- Полный распад старой системы и несозданная новая. Поэтому и такая коррупция.
- Безвиз - это победа Украины?
- Да, конечно.
- Что будет с Крымом и Донбассом?
- Я не могу сказать, что будет, я могу сказать, что должно быть.
- Крым и Донбасс вернутся в состав Украины, на ваш взгляд?
- Да. Но Крым может вернуться только как территория под управлением нескольких государств. Если мы хотим покоя в черноморском регионе, то это должен быть кондоминиум Украина - Турция - Россия. Но это возможно только после того, как в России не будет Путина.
- Кто был лучшим президентом Украины за все годы независимости?
- Безусловно, Кучма. Это объективная оценка того, что он сделал. Кучма создал постсоветскую Украину, полностью. Он ввел институт частной собственности, упрощенное налогообложение для малого бизнеса, ввел хорошую базу для создания транснациональных украинских компаний с транснациональным капиталом, ввел оппозицию, как легальный институт во власти. Он начал свободу слова, потому что, если бы не было свободы слова, то не было бы и "Украина без Кучмы". Он отрезал нас от "совка" и заложил основы постсоветского государства.
- Почему такой низкий уровень украинских политиков? Почему во власть пробираются, пробиваются не лучшие, а худшие?
- Большая беда произошла тогда, когда Ющенко сломал тенденцию развития Кучмы. Когда Кучма уходил, мы три года подряд имели самый высокий темп развития ВВП в мире - 9, 12, 12%. Когда Ющенко смалодушничал и назначил Тимошенко премьер-министром, он открыл двери войне во власти. Эта война похоронила с собой Украину.
- Появление в ВР независимых людей, в принципе, возможно?
- Да. У всех молодых людей в ВР есть шанс стать политиками, но они должны понять, что политика это тоже профессия. В ней есть свои правила, законы, требования и т. д.
- Осенью выборы президентские и парламентские у нас будут в Украине?
- Нет. Но я считаю, что если мы не выйдем на досрочные президентские выборы следующей весной, в стране будет восстание.
- Вам не хочется опять в ВР?
- Нет. Я, скорее всего, пойду другим путем - в ВР я не пойду.
- Вам в президенты не хочется?
- Не хочется, но, возможно, это нужно будет сделать.
- Красивой женщине среди мужчин в украинской политике сложно?
- Уже нет. Было вначале сложно, когда считали, что я такая, как многие женщины, которые заходят в политику через постель. Когда поняли, что не такая - стало легко.
- Большинство женщин в украинскую политику заходят через постель?
- Многие. Либо через постель, либо через связи, либо через патернализм. Но очень многие бизнесмены заводят в политику женщин, которые управляли их бизнесом. Это продвижение верного надежного профессионала в политику.
- Сексуальные домогательства по отношению к вам со стороны украинских политиков, может быть президентов, были?
- Были. Но это заканчивалось ничем, потому что у меня всегда был любимый муж. Такого не должно быть в политике. Сейчас есть один политик, очень яркий. На самом деле этот политик, когда он во власти, едет и видит красивую женщину, - эту женщину затягивают к нему в машину. Таких политиков нельзя в Украине принимать. Мы заслуживаем другого качества власти - только мы сами должны в это поверить.
- Украина пробьется?
- Да. Еще при моей жизни.
- Спасибо вам.
Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.