Дети на Донбассе должны получить статус пострадавших от военного конфликта, - общественники
Общественники уверяют, что государство препятствует открытым общественным слушаниям по вопросу детей АТО. Об этом рассказали сокоординатор общественной платформы по защите прав пострадавших от вооруженного конфликта в Украине Наталья Омельченко и сокоординатор Всеукраинской сети организаций и объединений переселенцев Роман Омельченко.
По словам общественников, ребенку из зоны АТО нужен статус, передает "Восстановление Донбасса".
«В первую очередь статус нужен для понимания как всеми гражданами, так и властью нашей страны того, что произошло с детьми, что вообще произошло в нашем государстве. Что происходит в нашей стране - антитеррористическая операция, вооруженный конфликт или война», - говорит Наталья Омельченко.
Верховный Суд в настоящий момент принял решение отклонить требование в отношении признания военного положения, чрезвычайного положения. Еще в июне 2014 года в Кабинет министров и действующему на тот момент премьер-министру были поданы официальные письменные предложения о признании статуса детей, пострадавших от военного конфликта 2014 года.
«Нам все время говорили, что мы очень несвоевременно поднимаем эту проблему. Но мы знаем, что действующий Закон Украины «О статусе детей войны», который касается тех, кто жил, провел детство во время Второй мировой войны, был принят где-то через 50 лет. Ими было потеряно физическое, психическое здоровье. Как врачи мы не просто это осознаем, мы подтверждаем это своим профессиональным опытом. Мы видим этих детей, мы видим, насколько психоэмоциональное состояние отражается на общем состоянии организма», - отмечает общественница.
В январе 2016 года благодаря усилиям других общественных организаций в Закон Украины «Об охране детства» были внесены определенные изменения. Это законодательная база. Должен быть механизм ее реализации.
«Что мы должны сделать для детей, которые были под обстрелами? Как минимум мы должны признать их пострадавшими от военного конфликта», - считают общественники.
В проекте порядка предоставления статуса пострадавшего от конфликта предполагалось проведение экспертизы. В настоящий момент в принятом варианте осталось обязательное проведение судебной экспертизы в рамках проведения досудебного расследования.
«Мы подали наши предложения. Мы просим дополнить пункт третий порядка таким пунктом о том, что имущественные и неимущественные права ребенка, который подвергся вынужденному перемещению с постоянного места жительства, нарушены», - говорит Наталья Омельченко.
Даже сам факт того, что детям пришлось вынужденно бросить все и переехать, - это уже тяжелейшее психологическое нарушение, считают активисты.
По утверждению ответственного чиновника Министерства социальной политики, это были единственные письменные предложения, которые они получили на настоящий момент. При этом 19 января проводился круглый стол по обсуждению этого постановления о присвоении статуса пострадавших детям. О нем никто не знал, и он не был даже анонсирован на сайте Минсоцполитики.
На этой неделе чиновники пообещали связаться с общественниками и пригласить для обсуждения. Роман Омельченко считает, что это свидетельствует о системной политике государства по препятствию открытым общественным слушаниям.
«Им мнение общественности мешает. Оно мешает им проводить ту политику, какую хочет исполнительная власть», - говорит он.