Зураб Аласания: «Общественный вещатель не может позволить себе такого, что может позволить себе коммерческий»
Глава Национальной общественной телекомпании Украины Зураб Аласания прокомментировал свои слова о трансляции ЧМ-2018.
- Зураб Григорьевич, хотелось бы узнать подробности касательно вашего заявления об отказе от трансляций матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Скажите, пожалуйста, получила ли Национальная общественная телерадиокомпания Украины права на показ матчей турнира? И если да, то сколько это стоило государству?
- Ну, насчет денег, то вот прямо я вам так и ответил сразу (шутливо). Это же коммерческая тайна, вообще-то. А что касается самих прав, то могу подтвердить - да, права мы получили и уже достаточно давно. Как и относительно других подобных крупных спортивных соревнований, это все решается за 3-5 лет до их начала. Речь об Олимпиаде, чемпионатах мира и Европы. Поэтому контракт был подписан еще до моего первого пришествия в телекомпанию.
Возвращаясь к сумме контракта, то я не только не могу, но и не имею права это разглашать. Там три стороны, и только одна из них НОТУ.
- Если Национальная общественная телерадиокомпания Украины отказывается транслировать матчи чемпионата мира, то логично было бы перепродать права другому транслятору? Проявлял ли кто-то заинтересованность в этом вопросе?
- Да, вы правы. И мы уже на этом рынке работаем. Такие переговоры уже идут, и довольно давно уже идут. Даже есть уже некоторые меморандумы, не обязывающие ни к чему, но меморандумы о намерениях уже есть. Но опять же - есть третья сторона, поэтому я не могу сказать, с кем именно идут переговоры.
Но я еще прошу обратить внимание вот на что - тут же только третья степень этого вопроса. Во-первых, продолжаются отборочные матчи. Не факт, что украинская сборная туда попадет вообще. Не факт, что там вообще будет проводиться этот чемпионат, потому что идут уже даже не разговоры... уже есть определенное дело в Европе против российских чиновников по поводу самого процесса получения права проведения самого чемпионата. Это вторая степень. Третья степень - решит сборная, если она туда попадет, а стоит ли ехать? А точнее - страна решит, стоит ли туда ехать? Потому что это будет решать страна, я так понимаю, а не сборная даже. И только тогда, если это все совпадет, уже будем решать мы, стоит это все транслировать? Трансляция не является самым важным элементом в этом звене.
- Если украинская сборная не попадает на турнир, считаете ли вы, что этот чемпионат не имеет никакой ценности для зрителя?
- Не перекручивайте, пожалуйста. Так же делали российские журналисты. Я не про ценность для зрителя самого футбола. Я говорю про общественную ценность показа и трансляции общественным вещателем страны матчей на территории страны, которая с нами воюет. Они хотят использовать не то, что все соревнования, а вообще любые поводы для демонстрации своей "победы".
- То есть, именно на национальном канале этот турнир не должен транслироваться, по вашему мнению? А если условный канал "Футбол", который является профильным, захочет показывать турнир на России, то в этом нет никакой крамолы?
- Ну, я бы немного сменил акценты. Я не могу говорить за другие каналы. Давайте переакцентируем на "коммерческий и общественный вещатель". Общественный вещатель не может позволить себе такого. А что может позволить себе коммерческий, мы с вами знаем и так. Очень много чего.
- И последний вопрос, на который я уже могу спрогнозировать ответ, но все же... Вы заявляли, что некоторые известные люди, с которыми вы общались, хотят, чтобы сборная Украины не попала на российский чемпионат мира? Не могли бы вы поделиться с нами конкретной информацией - какие именно люди так считают?
- Речь шла о чиновниках из спорта и даже бывших спортсменах, которые стали чиновниками. Тут дело в том, что они попадают в ловушку. Они конечно же заинтересованы в развитии самого спорта и в развитии своей карьеры. Но они понимают, и вы должны понимать, какая это для чиновника ловушка. "И хочется, и колется, и мамка не велит". Мне-то безразлично, я могу об этом сказать громко, а они не могут.