WSJ: Путин следит за тобой
По мнению Владимира Путина, власть всегда вертикальна и следует сверху вниз. Это его личный закон тяготения, которым он руководствовался, перестраивая российское общество после страшного опыта 1990-х годов. Именно поэтому расцвет интернета и социальных сетей, где россияне могут выразить свое недовольство, вызывает у него опасения.
Президент России всегда считал, что за интернетом «кто-то стоит. Проследите, куда идут эти оптоволоконные кабели от телефонной станции номер 9, через которую ежедневно проходит почти половина российского интернет-трафика, и вы точно выйдете на ЦРУ, которое пытается разрушить его страну изнутри. Это непонимание и принятие внутреннего инакомыслия за внешнюю угрозу вызвало ужасные последствия для свободы слова и информации в России.
Эта тема стала ключевой в книге «Красная сеть». Ее авторы, Андрей Солдатов и Ирина Бороган, считают, что сегодня, несомненно, нет такого тотального контроля за информацией, однако подход к определению полномочий государства в вопросах безопасности остался неизменным.
Авторы отмечают, что во время своих первых двух президентских сроков Путин внимательно следил за интернетом, однако он был занят устранением независимости более знакомых ему форм СМИ вроде телевидения. В то же время такие ресурсы, как «ВКонтакте» и «Яндекс», развивались без вмешательства правительства.
Когда в 2011 году Владимир Путин, бывший в то время премьер-министром, заявил о своем намерении участвовать в выборах, оппозиционеры, в частности, Алексей Навальный, использовали социальные сети, чтобы организовать массовые акции протестов. После этого последовала ответная реакция: был закрыт доступ к ряду оппозиционных сайтов, а также отдельные профили в сети «ВКонтакте».
В то же время появились так называемые кремлевские тролли, а также проправительственные хакеры-активисты. Путин также нейтрализовал крупные интернет-компании, поручив лояльным олигархам выкупить их. Пока что российским властям не удалось достичь цифрового суверенитета, заставив международные компании, такие как Google и Facebook, хранить информацию о российских пользователях на территории России. Впрочем, разоблачения бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена облегчили эту задачу, предоставив Путину аргументы в поддержку своей позиции.
Авторы книги считают, что на данный момент Владимир Путин, похоже, шаг за шагом добивается своей цели. Однако они надеются, что интернет все равно принесет в Россию большую свободу и демократию. Все дело в том, что Путин концентрируется на немногочисленных личностях, которые вызывают проблемы, а не на миллионах среднестатистических пользователей. И в критический момент они смогут распространять информацию, и Кремлю не удастся это контролировать. И в этом заключается ошибка Путина, считают авторы книги.
В качестве примера они приводят фотографии российских военнослужащих с Украины, которые они публикуют в соцсетях, в то время как власти отрицают их присутствие на украинской территории. Если даже российские солдаты-патриоты могут нечаянно превратить социальные сети в угрозу режиму, то господин Путин рано или поздно проиграет.
Впрочем, не стоит слишком активно надеяться. На данный момент президенту России удалось понять, как не позволить оппозиции использовать интернет в своих целях, не прибегая при этом к аресту блогеров, закрытию Facebook или же созданию аналога «Великого китайского файервола». Страх отлично справляется с этой задачей.